Роберт Кромби: "У мужчины должен быть сертификат, как у неновой машины"

8 февраля 2008, 15:09
Английский режиссер украинской картины "Сафо" рассказал о военной пропаганде в России, что он влюблен в Крым, но украинская еда для него слишком жирная, и что его ленту невозможно представить без секса.

Роберт Кромби, фото В.Говорухи

ИЗ ОКСФОРДА В КРЫМ

Роберт Кромби учился в Оксфорде, работал 7 лет журналистом. В качестве военного корреспондента Кромби ездил в Абхазию, Чечню, Нагорный Карабах и Боснию. "Я видел войну своими глазами — все это глупо", — признался он нам. Около 10 лет Роберт снимал рекламные ролики в России, после чего основал компанию "Ялта-фильм" в Украине и занялся полнометражным кино. Недавно режиссер отснял скандальную ленту "Сафо" — о нетрадиционных отношениях в любовном треугольнике, а сейчас в Крыму продюсирует "Лигейю" от голливудского создателя "Ворона" с Брендоном Ли в главной роли и "Специалист" со Сталлоне — Джеффа Моста. Теперь кинематографист планирует экранизировать историю о нашей землячке Роксолане.

Реклама

— Роберт, вы коренной англичанин?

Я шотландец, мы юбки носим. У меня хорошие ноги: красивые и волосатые (смеется). У нас говорят, чем волосатее у мужчины ноги, тем больше он мужчина… Тогда у меня очень волосатые ноги! Может даже намного красивее, чем лицо, если хотите крупный план.

— Расскажите о себе…

Реклама

Я учился в Оксфорде. Лет 7 проработал в журналистике. Если честно, фотокорреспондент с меня даже лучше был, чем журналист. Мой редактор думал, что я талантливый писатель, и посылал меня в разные интересные места: Роберт хочешь? – Да, хочу! Я побывал во многих странах мира: Италии, Испании, Чехии, Армении во время бархатной революции, России.

— А в горячих точках?

Как военный корреспондент ездил в Абхазию, Чечню, Нагорный Карабах и Боснию. Я видел войну своими глазами – это глупо. Зачем этот молодой парень должен умереть? За что? В России сейчас идет такая военная пропаганда, что война это настоящее мужское дело, что мужчина должен воевать, а женщина – сидеть дома и рожать. Это такой нонсенс. Америка тоже ничем не лучше касательно Ирака. Хотелось, чтобы мир повзрослел, чтобы люди поняли, воевать – плохо. Мы не должны так жить.

Реклама

— Почему бросили журналистику?

Это тяжелая работа, а платили за нее слишком мало. В России, когда рекламный бизнес только зарождался, мне предложили снимать ролики для западного агентства. Так началась моя новая карьера. Но перестроиться было очень тяжело. Когда снимал первую рекламу, у меня были проблемы с кинокамерой: я смотрел в нее, как в фотоаппарат и не мог понять, почему я ничего не вижу. Но не отступил – мне было интересно. Правда, получилось, что первые ролики я снял вслепую. Но мне тогда повезло – я работал с хорошими людьми, и все получилось.

— У вас есть любимые уголки на нашей планете?

Греция! Вот почему Сафо частично. Еще очень нравиться Куба, собираюсь когда-нибудь снять кино об этой стране. И сильно люблю Крым, честно. У вас в Крыму чистый воздух, прекрасная атмосфера, и там человек чувствует себя свободно. Мне так нравится, как крымские горы падают на море. А вот когда в Киев возвращаюсь, всегда голова болит, дышать тяжело. И не только я такой один. Тем не менее Киев намного лучше, чем Москва или Питер. Санкт-Петербург – это сильное разрушение здоровья. Зимой такой холод, круглый год серо и грустно. По русской литературе сразу все понятно. Если бы там были горы, солнце, море, как в Крыму, у россиян был совсем другой национальный характер. И тогда стихи они бы писали о любви, о том как прекрасно жить, а не о горе, убийствах и т. п. Они бы пили вино, а не водку, и все было хорошо.

— А наша кухня вам нравится?

Крымское вино – по настоящему очень хорошее. А вот кухня украинская – не понимаю, не совсем вкусно для меня, слишком жирно. А еще мне как-то попалось украинское блюдо плохого качества. Мне по ресторанам сидеть некогда, я постоянно кушаю на ходу или в машине.

— Роберт, а где ваш дом на сегодняшний день?

Я могу сказать Великобритания, но могу также сказать Киев. В Англии живу периодически, то год, то два. Большую часть своей жизни я провел за границей. Лондон – красивое место, но он всегда казался мне обычным, потому что сложно видеть красоту в своем городе, к которому ты привык. Намного проще поехать в Париж, видеть и говорить, что он прекрасен, чем найти красоту вблизи своего дома. Когда я приезжаю в какой-то город – всегда схожу в музей, а дома – нет! Ведь дома всегда найдется что делать.

— А в Киеве где поселились?

У меня здесь квартира возле метро Святошино. Там анимационная студия наша, и чтобы не попадать в пробки и быстро до работы добираться, я решил купить жилье в том же районе. Правда, не сам выбирал. Просто я очень занятый человек, стараюсь делать три полноценных роботы одновременно. Но это нехорошо. Я трудоголик, и мне надо лечиться. При чем срочно и серьезно лечиться. Я хочу многого добиться, но есть грань. И я чувствую, что в последние два года я перешагнул эту грань.

— У вас совсем нет свободного времени?

Мало. Надо что-то с этим делать и срочно. Думаю, что после премьеры "Сафо" у меня хоть немного появится время на отдых. Эта премьера – освобождение для меня. Я два года был одет в наручники. Даже два наручника: один называется "Швейк", а другой – "Сафо". "Швейк" – анимационный фильм по книге Ярослава Гашека "Приключения бравого солдата Швейка", премьера которого состоится ноябре-декабре этого года. Это антивоенный мультик, смешной, человеческий. Он расскажет о многом, о чем нужно говорить. О том, чем мы болеем, чем болеет Россия, где все так жестоко. А озвучивать мультяшных героев я пригласил самых лучших театральных актеров Украины, они, по-моему, все народные. Богдан Ступка будет рассказчиком. Я изначально приглашал еще дуэт Бенюка и Хостикоева, но они отказались. Хостикоев был страшно занят, а Бенюк – патриот, с моей стороны, наверное, было глупо спрашивать готов ли он играть на русском. Их спектакль "Швейк" – потрясающий, но наше кино совсем другое.

— 5 марта премьера Сафо, расскажите, что мы увидим на экране?

"Сафо" – моя дочка, я ей страшно горжусь. Это не эротический фильм, хотя в нем 7 интимных сцен! Они очень красивые и короткие. Героиня "Сафо" – молодая девочка, которая спрашивает себя кто я. Ей 19, в начале фильма она еще девственница. Она сбежала из богатой семьи, потому что папа тяжелый человек. Девушка она не знает ничего о жизни. Она выходит замуж за первого встречного красивого мальчика. И только тогда начинает узнавать себя: кто она есть, чего она хочет, на самом деле. Мне в Сафо нравится смелость ¬- если взялась, то будет идти до конца. И невозможно представить это рассказ без секса. Это ключевые моменты фильма. Но кино не эротичное, кино о любви, очень трогательная мелодрама.

— Вы женаты?

Был, развелся, детей нет. Моя экс-супруга из Питера, почему говорю по-русски. Пришол как-то на площадку снимать очередную рекламу и увидел там девушку с массовки. Я понял, что запомню этот день надолго и начал серьезно учить русский. Увы, мы уже развелись, но остались хорошими друзьями.

— Еще не думаете женится?

Сумасшедшая (смеется). Кто захочет? 42 года, трудоголик – я не думаю что это хорошее приглашение кому-нибудь. Я просто дам телефон предыдущей жены, пусть девочки между собой пообщаются и выяснят все за и против. Сразу все станет понятно. Это спасет кучу времени. Я думаю, что у мужчины должен быть сертификат, где все записано. Это как покупать неновую машину. Должен быть техосмотр, который и проводит бывшая жена, ведь она знает больше всех.

— Каковы ваши планы?

Пока мы создали студию, бизнес развевается очень быстро. Мы самая большая студия в Украине, в предыдущий год мы работали на 42 кинокартины – это очень много и 39 рекламных роликов, но их можно не считать. Здесь хорошая почва для киноиндустрии, у нее большое будущее. Я точно хочу снять еще одну картину в Крыму, я уже знаю место где буду снимать, вижу, как это будет. 67-й год, движение хиппи, лето любви.

— Как подбирали актеров?

По сюжету американская пара приезжает на греческий остров, знакомится с русскими исследователями. И мы сделали очень просто, американцев играют американцы, греков – греки, русских – русские, надеюсь Богдан Сильвестрович не обидится на меня за это, а он обидится на меня за это (смеется). Очень правильным был выбор греков-актеров. Они не раз подсказывали, что не так в декорациях или жестах. Мы все исправляли и греки, когда смотрят картину, воспринимают место действия не как Крым, а как Грецию 26 года.

Такой многонациональный актерский состав, общаться было не сложно?

Я не робкий, говорю по-русски и по-английски. Любой грек говорит по-английски. Немного сложно было со Ступкой, когда ему надо было играть на английском или обсуждать что-то с американскими актерами. Но он гений, он успевает перепрыгивать. У картины полный дубляж: английский, русский и украинский. Здесь покажем украинский и русский. Хотя можем только русский, потому что мы украинская кинокартина, а по закону отечественная картина может идти в кинотеатрах на русском. И это очень хорошо для таких городов как Донецк, где сейчас кинозалы пусты.

— Есть разница в актерской школе между россиянами, американцами?

Не могу сказать, что замечаю разницу. Но американские актеры знают, что должны держать темп. Российские могут замедляться в игре, тогда появляется фальшь. А греческая школа – наверно, самая мощная, ведь они и придумали драму, это их стихия. Вообще, голливудские актеры – более профессиональны, более общительны. В Российской киноиндустрии большие проблемы с алкоголизмом, наркотиками и понтами. На западе такое не разрешается, даже самые большие звезды кино знают, что алкоголь и наркотики – это конец карьеры. Если кто-то из них придет пьяным на площадку и сломает процесс съемки – ему скажут: спасибо, мы в вас больше не нуждаемся, вы в черном списке.

— Вы долго жили в России, сейчас в Украине. Что думаете о политической ситуации в наших странах?

Демократия – это бардак. Демократия – это рынок, где люди много кричат, торгуются друг с другом. Демократия – громкий процесс, не красивая неаккуратная ссора по большому счету. Но со временем политики станут понимать, что нужен какой-то компромисс, и медленно понемногу начнут уважать интересы народа. Демократия лучше, чем другие варианты. Например, чем тишина, когда один человек говорит, а другие слушают – это в России так сейчас. В Украине есть какая-нибудь демократия, и есть какая-нибудь свобода слова, выбора. Немного терпения и рано или поздно Украина станет частью Европы, а не Азии. Демократия – малоприятный, но полезный процесс. Мне страшно от того, что происходит в России сейчас. Лично мне это похоже на нацистскую Германию 36-го года. Украине сильно повезло, и возвращаться к России вам не надо, зачем? Россия не должна таскать Украину назад, Украина должна таскать Россию вперед. Украина должна показывать России, что Европа – это хорошее место, и жить по закону – это хорошее дело.

— Наверное, президент России тоже не по нраву?

Я страшный демократ. Когда я вижу такого человека как Путин, я понимаю, что молодые люди рано или поздно умирают, массово. Такие люди могут послать 300 тысяч человек на смерть, а это подло. Я не понимаю такого. У таких людей обычно есть карта, они на нее смотрят и говорят: вот эта земля моя и эта земля моя, и эта, и та. Когда вы видите политика и у него есть карта – это плохой знак. А Медведев – это слабак, он метр 59 ростом. Он человек без характера.

— Как основали "Ялта-фильм"?

Государственная студия обанкротились. Потом ее русские покупали, а им больше интересна земля. Получилась огромная дыра в рынке кино: Снимать есть что, а некому. Ми оказались в правильное время на правильном месте. Заниматься ялтинской киностудией – коммерческое самоубийство. Но все равно людям надо снимать в Крыму. Вот мы и решились основать собственную кинокомпанию. В Киеве похожая ситуация: кто первым начнет серьезные съемки в Киеве, сделает серьезную киностудию – заработает огромные деньги. Тем более, что в Украине на 40 процентов дешевле снимать, чем в России. Да и в Москве не хватает специалистов. А у вас кадры есть, правда, еле-еле. Плохо, что пока государственное и частное финансирование не работает как система, и кинотеатров мало. Картина не может окупиться здесь. А в Росси неофициальный запрет на украинские кино и музыку. Значит нужно продавать в Европу, но для этого надо качественно снимать. Ми пойдем с Сафо в Европу и Америку ¬– только так мы можем окупиться.

— Как оцениваете работу российских мэтров режиссуры?

Я лично считаю, что творчество Михалкова – это чушь и фальшь. Ну люди не выбрали его президентом России, зачем же им так мстить? Тимура Бемамбетова я знаю лично, мы с ним начинали вместе. Знаете в России нельзя снимать хорошее кино. Ведь кино – это свобода, а там ее нет. Может поэтому, хоть Тимур и талантливый режиссер, в его фильмах я вижу блок рекламы. Я не считаю что это кино. Кино – рассказ, подарок зрителю. А это не для зрителя сделано, а для личных амбиций кого-то. Иронию судьбы я вообще не понял, как это мальчик в Питер попал? Я готов получить ответное письмо.

— А эпатажная Рената Литвинова вам как?

(Смеется) Я два раза в жизни с ней общался, и я ее не понимаю. Я ее глубоко не понимаю.

Из западных звезд, кто для вас профи?

Мэл Гибсон. Хотя он выпивал, но это не влияло на работу. У него всегда все аккуратнго и профессионально. Его "Апокалипсис" – это, может быть, даже не хорошая, а гениальная картина. Она живет, понимаете? Другие фильмы я забываю, а "Апокалипсис" я помню, много разных сцен. Да, она страшная, но я ее помню. Или, к примеру, "Танцующая в темноте", я ее не могу досмотреть до конца – мне так больно. Могу смотреть по 10 минут каждый раз. Это слишком хорошо, когда фильм заставляет так переживать. Вот таким кино должно быть, чтобы через месяц ты его еще видел в голове. А из актеров? Шон Пен ¬ самый лучший актер в Голливуде. Том Хенкс тоже хорош, он умеет читать сценарий и выбрать правильно материал. Его 24 первые фильма заработали огромные деньги. И это самое главное качество для актера – правильно выбирать сценарий.

— Слышала, что вы еще и книжки пишете?

С меня писатель вот такой – маленький. Пишу сказки – нонсенс, вообщем. Да, я самокритичен, а как это может быть по-другому? Если ты себя не критикуешь, то другие еще больше тебя будут критиковать. Хотел сказать, что у вас очень красивое имя – Роксолана. Я слышал о вашей славной теске. Скажу по секрету, уже думаю снимать об этой женщине фильм.