Ростислав Янковский: "Роберт де Ниро пытался спасти брата, но было поздно"

27 мая 2010, 08:14
Год назад не стало Олега Янковского. Старший брат актера вспоминает, как семье приходилось жить в гримерке, о тайном бракосочетании Олега Ивановича и как прошла их последняя встреча.

Реклама

— Ростислав Иванович, у вас с братом приличная разница в возрасте — 14 лет. Как это отражалось на отношениях?

— Я всегда чувствовал ответственность за младших братьев — Колю и Олежку. Когда семья переехала жить в Самару, сильно бедствовала: бабушка, мама, братья ютились в крохотной квартирке, парням приходилось спать на полу. (К тому времени Ростислав Иванович уже жил в Минске и работал в тамошнем театре. — Авт.). Условия кошмарные, даже туалет был на улице. Это — 1950-е, мама тяжело работала, чтобы прокормить детей. (Отец погиб в лагерях ГУЛАГа. — Авт.) При этом она не забывала о воспитании — несмотря на нелегкое время, у нас в доме всегда читали. Все. Запоем. Я предложил матери снять с нее часть хлопот и перевез Олежку к себе в Белоруссию. Он там пошел в 8-й класс. Жили мы в театральной гримерке, там же репетировали, Олежка учил уроки. Однажды к нам заглянул главный режиссер в гости, увидел брата: "О, завтра зайдешь на сцену, нам нужен мальчик в спектакль". Так неожиданно у него состоялся театральный дебют в спектакле "Барабанщица", дикция у брата была отвратительная, он жевал слова, говорил тихо, но так уверенно и непринужденно держался на сцене, что все сразу забывали о некачественно произнесенном тексте. И несмотря ни на что, Олежка не мечтал об актерстве, он играл в футбол, фанател от спорта. Серьезно думал поступать в медицинский на зубного техника. Сейчас вспоминаю те тяжелые, но очень добрые годы — слезы на глазах.

— А почему брат вернулся в Самару?

Реклама

— Мама безумно скучала, требовала: "Верни мне Олежку!" К тому времени дела семьи немного поправились — Коля женился, стал зарабатывать. Олег приехал домой и там определилась его судьба — он поступил в театральный институт. Помню, приехал я домой, возле подъезда встречаю брата с девушкой, говорю: "Познакомь!", а он лукаво улыбаясь: "Людмила, моя жена!" Оказалось, что он тихо женился, никому ни слова. Мы все три брата женились до 21 года и навсегда. Мама нас учила, что любить, боготворить и быть преданным надо одной женщине. Олежкины поклонницы поверить не могли, что он хранит верность жене, постоянно его одолевали, в подъезде дежурили, угрожали Люде по телефону. А она все выдержала, смогла выстоять, сохранить семью. Считаю, что с женами нам очень повезло. Мы часто об этом говорили с братом и пришли к выводу, что для счастья нужно не только с огромным желанием просыпаться, чтобы бежать на работу, но с еще большим спешить домой — к любимой женщине, к детям, к очагу.

— Помните, какой была ваша первая совместная работа в кино?

— Конечно. Это был очень известный фильм "Служили два товарища". У Олежки — вторая кинороль в жизни и сразу главная (Андрей Некрасов. — Авт.). У меня — большой эпизод (полковник Васильчиков. — Авт.). Оказались на съемочной площадке со звездами: там был Быков, Высоцкий, Папанов. Представляете, какой мощный состав! Я очень гордился братом — он смотрелся блестяще и не проигрывал признанным мастерам ни одного кадра. Кстати, нас постоянно путали люди из съемочной группы, вызывали на площадку одного Янковского, а нужен был другой. Фильм снимали рядом с городом, где я родился (Одесса), и мы тогда провели чудесные дни. Часто любовались жемчужиной у моря, купались.

Реклама

— У вашего брата почти сто ролей в кино, какие персонажи были на него похожи?

— В каждой роли можно было найти что-то от Олежки. В последней работе — это фильм Сергея Соловьева "Анна Каренина" — он сыграл Каренина. Когда я впервые увидел этот фильм, а это было в кинотеатре при полном зале, я просто плакал. Это был не герой Толстого — на экране был мой брат: мудрый, умеющий прощать. Когда снимали фильм, он уже был болен, звонил и говорил: "Ноги не держат, очень большая слабость и спать хочется постоянно. Но, я креплюсь, брат, креплюсь!"

— Когда виделись последний раз?

— У нас была традиция: 25 декабря, на католическое Рождество, собирались в доме у моего сына Игоря. У него жена-католичка. Помню, что несмотря на общее веселье, чувствовалась какая-то тревога. В феврале на 65-летии Олежки все гости обратили внимание как сильно он исхудал, как изменился. Но брат достойно, с улыбкой на лице выслушивал каждый тост, терпел, держался. А когда гости разошлись, просто рухнул без сознания. Кстати, узнав о болезни брата, в Москву приехал его давнишний друг Роберт Де Ниро. Они вспоминали, как в конце 1990-х гуляли по Москве. Де Ниро рассказывал о том, как победил рак предстательной железы, какие методики испробовал. Пытался помочь брату, они продумывали варианты, в какие клиники обратиться, но, увы, уже было слишком поздно.

"ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ СПЕКТАКЛЬ, МЫ С БРАТОМ ПРЯТАЛИСЬ ПОД КРЕСЛАМИ"

Все три брата Янковские связали свою судьбу с актерской профессией. Старший — Ростислав — больше полувека работает в Минском театре, средний — Николай — в Саратовском. "Мы не планировали становится актерами, — признается Ростислав. — В детстве на кино и театр даже денег не было. Чтобы посмотреть фильм, приходилось идти на ухищрения — пробирались по трубе к окну кинотеатра и смотрели по очереди, а потом пересказывали друг другу. В ТЮЗ нас пускали из жалости, и мы прятались под креслами. Я горжусь тем, что у наших детей было другое детство. Мой сын старший, Игорь, сейчас живет в Москве, снимается в кино ("Приключения принца Флоризеля". — Авт.). Единственный сын Олежки Филипп стал известным режиссером ("В движении" — Авт.). Наши дети начинали творить в 90-е, это непростое время. Помню, обсуждали с Олежкой, как сложится их судьба, очень боялись, что парни застрянут в клипах, но все обошлось. Я с большим удовольствием снялся у племянника в "Статском советнике", он после съемок сказал: "Впечатление, что поработал тренером "Милана" — столько звезд на одной площадке". Олежка тоже хотел сняться у сына, даже уговаривал Акунина написать сценарий, где был бы стареющий Фандорин, но болезнь не дала это осуществить".