Валентин Симоненко "Кабмину некогда решать проблемы. "Вони працюють"

3 ноября 2009, 12:17
Глава Счетной палаты рассказал о том, сколько денег ушло на "бесплатные" акты на землю и почему в Украине до сих пор не хватает школьных автобусов.

Валентин Симоненко. Фото А. Яремчук

— Сколько на сегодняшний день в стране существует государственных целевых программ?

— С 1991 года утвердили свыше 500, но ни одна из них не выполнена до конца. Программы часто дублируются: государственные не стыкуются с региональными и так далее. В итоге у нас свыше 40 программ, которые "поднимают" село, и ни одна не может поднять. Есть четыре программы по реорганизации Министерства жилищно-коммунального хозяйства, ни одна не выполнена. Четыре программы "ликвидируют" боеприпасы: одна из них должна была завершиться в 2000 году. Но и в 2007, и в 2008 году боеприпасы как взрывались, так и взрываются.

Реклама

— Говорят, не хватает финансов.

— Неправда. Например, была такая программа "Школьный автобус". С 2004 по 2008 год государство обязалось закупить 2720 автобусов. По состоянию на 1 января 2009 года их купили на 600 больше. Но по данным Минобразования оказалось, что по этой программе не хватает еще 2290 автобусов. И никто не задался вопросом, почему? Просто стали финансировать программу из Стабфонда. И никто не обратил внимания, что львиная доля купленных автобусов была марки "Богдан", и стоили они по 300 тысяч гривен, хотя регионы покупали автобусы за 150 тысяч. И это не единственный пример: минимум 15% госпрограмм являются чисто лоббистскими.

— Вы говорите, из 500 программ многие друг друга дублируют. Так сколько же у нас тогда программ в "чистом виде"?

Реклама

— Этого никто не может сказать. В западных странах их до 30 постоянных – образование, поддержка молодежи. Плюс при необходимости реализуют еще 5-6 целевых. Вот у Ангелы Меркель возникла проблема с автопромом, и появляется программа, по которой вы можете обменять одну старую машину на полторы новых с доплатой. Но там программы тщательно продумывают, организуется их выполнение и контролируют их осуществление и результаты. А у нас этот процесс пущен на самотек, поэтому денег тратится уйма, а проблемы не решаются, цели, заложенные в программе, не достигаются, а, следовательно, бюджетные средства используются не эффективно.

— А сколько средств уходит на программы?

— К сожалению, такой статистики в стране просто нет. Финансирование конкретной программы обычно прописано в разных документах, с многочисленными главными распорядителями средств. Ни в Минэкономики, ни в Минфине эти затраченные средства, как правило, в разрезе конкретной программы не аккумулируются и не анализируются. Это одна из причин многочисленности госпрограмм, питательная среда для коррупционных действий.

Реклама

— Ну, как бы там ни было, есть и полезные. Выдача земельных актов, программа "Уголь Украины".

— Безусловно, но в большинстве случаев это профанация: в этом году на реализацию программы "Уголь Украины" выделили 3,5 миллиарда гривен, которые пошли на зарплаты, тогда как должны были пойти на модернизацию оборудования и открытие новых лав. Из года в год дотации растут, а рентабельность шахт и добыча угля падает в арифметической прогрессии. А по поводу актов на землю: еще в 2003 году мы взяли у Международного банка реконструкции и развития свыше 195 млн долларов и вложили около $680 тысяч из госбюджета как раз на выдачу актов и развитие системы кадастра. Но в итоге из 4 млн актов, которые планировали выдать, не дали ни одного! Деньги тратили на что угодно: приобретение техники, информирование населения. С 2003 г. на то, чтобы проинформировать население, ушло больше $320 тыс, только в 2008 г выложили больше 770 тысяч гривен. Вы что-то знали об этой программе? Но главное даже не это: за 6 лет реализации проекта Украина использовала лишь 9,2% ссуды. А выплаты за пользование этим кредитом составили 32,5%. Вы меня извините, но это идиотизм! А теперь мы все начинаем по новой, и нам обещают, что акты дадут всего за 4 месяца. И это не единственный пример.

— Есть подобные?

— Да, еще в 1997 году Кабмин решил создать единую паспортную систему (ЕДАПС). Вещь очень необходимая, поскольку можно быстро выдавать паспорта и загранпаспорта, посмотреть, есть у вас прописка или нет, можно контролировать вопросы демографии, наконец, решить вопросы с реестром избирателей. За 12 лет на программу потратили почти полмиллиарда гривен. В итоге ЕДАПС позволил обеспечивать людей только загранпаспортами и правительство решило его прикрыть, а на руинах создать ГИС –государственную информационную систему регистрационного учета физлиц и их документирования. За три последних года на этот ГИС ушло 270 млн гривен, но все ограничилось лишь выдачей паспортов.

— Вы не пытались предложить Кабмину решение этой проблемы?

— Что значит пытались, мы настаивали и требовали. Но им не до этого, "вони працюють". Они в 2009 году не профинансировали ни одной государственной программы развития, все выделенные средства идут на проедание. В проект бюджета на 2010 год внесли 131 госпрограмму, но заложили мизерное финансирование, как бы для интриги.

— То есть, Кабмин упорно не хочет ломать систему?

— В первую очередь, это задача Министерства экономики. Оно должно разработать систему принятия, организации и контроля этих программ, а Минфин – утвердить нормальную систему финансирования, чтобы программные цели совпадали с целями многочисленных бюджетных программ. А Кабинет министров, когда подходят сроки, должен рассматривать, выполнена ли та или иная программа. А он этого не делает. В итоге создается впечатление, что программы принимаются ради программ, а не ради решения проблем.