Валентина Талызина: "Никогда не думала, что меня так много"

20 января 2010, 12:03
Накануне 75-летия актриса рассказала, почему не хочет слышать об "Иронии судьбы", ради кого бегала по киевским рынкам в поисках домашней колбасы и как ее во втором классе избили одноклассники, посчитав стукачом.

Реклама

— Валентина Илларионовна, какой день рождения запомнился вам больше всего?

— Да, вот когда мне было... Ой, сколько же мне было? А вообще, я не очень хочу говорить про годы, потому что я говорю про цифры, и у меня настроение портится. Но 15 лет назад один запомнился — в Доме работников искусства. Пришло много гостей, со сцены мне говорили теплые слова. Середина 90-х годов, и актеры, мягко говоря, жили не очень хорошо — голод, продуктов не достать, а вот у нас на столе тогда кое-что было: огурчики маринованные и колбаска ваша украинская. Ныне будет скромный праздник. Я 23 января улетаю на гастроли, 22-го придут самые близкие друзья, с которыми мы полвека знакомы. У меня день рождения в этом году начался еще в начале месяца — звонили журналисты, задавали вопросы, поздравляли. Я сейчас, наверное, глупость скажу, но никогда не думала, что меня так много, что я настолько популярна.

— Часто бываете в Украине?

Реклама

— Начну с того, что признаюсь в безумной любви Украине. Каждый приезд в Киев — праздник души. Часто это повторяю, и одна украинская газета даже приписала мне, что я отлично владею украинским языком, даже стихи читаю на нем, но это, увы, неправда — я только понимаю речь. Последний раз была в Киеве несколько лет назад, снималась в сериале "Исцеление любовью". Какие у вас базары… Мм! Я постоянно со съемок бегала на рынок — там столько вкусностей, такие ароматы — у нас в Москве такого нет. Сама выбирала колбасу, творог, общалась с продавцами. Директор картины как-то сказал: "Вот она хочет бегать туда, так не мешайте, у нее будет хорошее настроение, будет лучше сниматься". Есть у вас артист Володя Горянский, он увидел однажды меня с двумя огромными сумками и говорит: "Валентина Илларионовна, Господи, что вы там в этих сумках возите?" А я лишь улыбнулась — я ведь знаю, что я там вожу: для моей внученьки вкусные, натуральные продукты — творожок украинский, сметанку.

— А по киевским улицам успевали гулять?

— В Лавру стараюсь ходить. По Андреевскому люблю пройтись — я там каждый раз что-то покупаю, в последний приезд — изумительный вышитый рушник, отнесла его в церковь, что рядом с моей дачей. Открою вам еще один секрет — в моем детстве было место украинской речи, много полтавского колорита. Дело в том, что к нам в Сибирь переехала родная тетя из Полтавской области. Она и дядя много посвящали мне времени. Например, дядя Вася рассказывал народные сказки, пересказывал Гоголя. Я очень хорошо запомнила, как он несколько вечеров подряд рассказывал "Тараса Бульбу" на полтавском суржике. Тетя готовила украинские блюда: борщи, вареники. Видимо, с тех пор у меня это трепетное чувство к Украине.

Реклама

— А какое воспоминание из детства самое яркое?

— Когда началась война, мне было пять. Мы с мамой жили в Белоруссии (туда семья из Омска переехала перед войной, отец в то время уже оставил жену и дочь. — Авт.). Эвакуировались чудом в Сибирь на последних полуторках. Я помню бомбежку, помню, как мама отворачивала мне лицо, чтобы я не смотрела на трупы. В войну мы не голодали, у нас была корова и картошка, а это в те годы шанс выжить. Зимой основная пища — пельмени. Их в Сибири делают много и едят всю длинную зиму. Многие фрукты, овощи я впервые попробовала, только когда приехала в Москву. Помню, кто-то принес в общежитие виноград, и я глотала по одной ягодке, долго смаковала и не могла поверить, что бывает такая вкуснятина.

— До театрального вы успели два года поучиться на экономфаке. Как так получилось?

— Я поехала поступать в педагогический, на истфак, и я поступила. А мне подруга, которая не поступила, сказала, что мы обе не прошли. Естественно, я поверила и не стала проверять. А она просто хотела подбить меня поступать вместе в сельхоз на экономический, так я там и оказалась. Но с первого дня записалась в драмкружок и там пропала — у меня были только главные роли. Как сдавала сессию на факультете? Как получится. Слабо, на тройки. Я уже понимала, что хочу быть актрисой, и только ждала, что кто-то скажет: "Девочка, успокойся, уезжай в Москву, поступай ты на актрису!"

— Неужели в школе этого вам никто не говорил?

— Во втором классе учительница как-то обратила внимание, что я хорошо читаю. Не знаю, что там я уже так хорошо читала в восемь лет, но она пригласила меня домой к себе. Собрались ее друзья, они все уселись в комнате, а меня поставили на печку, и я читала сказки Пушкина, мне аплодировали, восхищались. Это, наверное, были мои первые публичные выступления. Правда, когда об этом узнали одноклассники, то обозвали подхалимкой и побили, решили, что я стукач. А в третьем классе я прочитала "Евгения Онегина" и рыдала навзрыд — мне безумно жалко было Татьяну. Мама долго не могла меня успокоить.

— На вступительных экзаменах в театральный тоже читали Пушкина?

— Да, я выбрала не самый выгодный материал для поступления — Корнийчук, Тургенев и Пушкин. Но, видно, читала его хорошо. Потому что меня комиссия позвала, посадила рядом с собой и спросила: "Вам сколько лет? А почему так долго ехали? И вообще, мы вас берем!" Меня зачислили с первого тура, обычно люди проходят все три.

— Знания, приобретенные на экономфаке, пригодились в актерстве?

— Пригодилась моя любовь к истории. Я же постоянно интересовалась историей России. Мой любимый период — XIX век. Там так много романтики — это и декабристы, и реформаторы. Когда в 80-х Роман Виктюк ставил "Царскую охоту", я была третьей актрисой, которую туда позвали. Так вышло, что Шапошникова заболела, Бестаева улетела в Америку, и тогда в спектакль на роль Екатерины II стали вводить меня. И когда я впервые вышла на сцену, естественно, все пришли оценивать, сравнивать. После выступления слышу: "У нас была русская Екатерина, была башкирская (Бестаева имеет раскосые глаза), а теперь — настоящая, немецкая". Дело в том, что я в отличие от других не наделила свою героиню характерным акцентом. Я прочитала очень много литературы, переписку Екатерины с французскими просветителями и поняла — такая умная женщина должна была обязательно избавиться от акцента. Моя героиня тщательно выговаривала слова, и в этом было нечто...

— А как к этому отнесся Роман Виктюк, не возражал?

— А куда ему было деваться?

— Вы до сих пор применяете метод внедрения в историю перед разучиванием роли?

— Да. Мой первый муж, очень талантливый художник Леонид Непомнящий, как-то увидев меня перед зеркалом, заливающуюся слезами от того, что не получается роль, сказал: "Не нужно плакать. Валя, историческая роль дается только тогда, когда ты перечитаешь массу источников, исторической литературы, проникнешься тем языком, на котором говорил персонаж". С тех пор я исправно следую этой заповеди.

— Вашей дочери, которая стала актрисой, советуете, как играть ту или иную роль?

— Я, конечно, бываю на ее спектаклях, и если не понравилось, то, к сожалению, говорю ей все открыто в лицо. Ксении это не нравится, и она все равно поступает по-своему. Просто молодежь ныне такая. Она считает, что делает все с нуля, а все это уже давно сделано, и все известно, как будет и что будет. Сейчас мне доставляет громадное удовольствие общение с внучкой Настей. Вот на днях она приходит ко мне и говорит: "Бабушка, садись, буду тебя смешить, как актриса актрису!" Есть такой прием в театральных вузах — проверка на профессиональность: один человек должен любым способом рассмешить другого. И вот я сижу, губы сжала и держусь, а она хохочет, бегает вокруг меня, что-то рассказывает. Я не поддалась, была непроницаема, а она уже вся извелась от хохота. Я потом ей и говорю: "Кто тут кого расмешил?" Пусть знает, что это очень трудно делать, что быть актером тяжело и не просто. Хотя я ее к стезе актерской не готовлю — вырастет, сама выберет.

— Почему? Профессия актера не самая плохая.

— Актерство только кажется раем — часто это безденежье, нищета. Меня, например, деньги вообще не любят. В 1998-м, когда этот дефолт был, денег не хватало на самое необходимое. А у меня семья и кошки. Все хотят кушать. Было дело, когда кошка приводила котят. Я не могла их выбрасывать на улицу и прокормить не могла. Приходилось надевать черные очки, шапку, укутываться хорошенько и идти в переход. Отдавала котят бесплатно — тем, кто обещал к ним хорошо относиться. Сейчас у меня дома четыре кошки, все рыжие. Слава Богу, есть чем их кормить.

— А чем сегодня интересуетесь, кроме работы, семьи и животных?

— Да всем. У меня много друзей по всей России, я с ними переписываюсь, общаюсь. Политикой интересуюсь. 17 числа просидела у телевизора — следила за вашими выборами. Скажу честно, переживала за Януковича. Этот политик у вас всегда конкретно говорит и делает. Я очень хочу, чтобы у вас все было хорошо, чтобы наши страны всегда были в мире и согласии. Люблю Украину. Мой низкий поклон.

НЕКРАСИВАЯ АЛЕВТИНА. Первый успех в кино принесла роль некрасивой общественницы Алевтины в "Зигзаге удачи" (зрители его увидели в 1968 году). На съемках молодая Талызина крепко подружилась с уже известными Бурковым и Евстигнеевым. Они любили втайне от режиссера Рязанова выпить по рюмочке водки. Однажды на площадку приехал разъяренный Рязанов: "Мы не смогли выбрать ни одного нормального дубля, вы пьяны в кадре, а ты Талызина, вообще — монстр!" После всего Бурков сказал: "Мы тебя, Валька больше с собой не возьмем, ты выпьешь на копейку, а показываешь на рубль".

ВЕСЕЛАЯ ПОДРУЖКА. В "Иронии судьбы" (1975 год) у Талызиной всего эпизод: она — подружка главной героини, веселая учительница Валя. Но актриса и эту небольшую роль мастерски превратила в любимую уже не одним поколением зрителей. Именинница не скрывает, что очень хотела играть Надю, но, как объяснил режиссер, она была неубедительна. Все, что ей досталось, — озвучить Надю Шевелеву.

СТРОГАЯ НИНА ПЕТРОВНА. В начале 1970-х на экраны вышел многосерийный фильм "Большая перемена", где Валентине Талызиной досталась роль строгой учительницы химии Нины Петровны. После премьеры в Московский дом кино полетели письма от разгневанных педагогов. Они жаловались, что актеры опорочили профессию, и вот только о роли Талызиной отзывались благосклонно: "Сразу видно, что гражданка Талызина знает о профессии учителя не понаслышке", — писали они. Валентина Илларионовна действительно частенько после съемок сериала бегала в школу, но немного по иной причине — слушать замечания по поводу поведения своей дочери.

НАСТОЯЩАЯ ТЕЩА. В начале 2000-х годов Валентина Талызина начала сниматься в сериалах. В отличие от многих коллег она не считает этот телевизионный жанр низкопробным: "Я соглашаюсь только на те роли, которые мне нравятся. Лишь однажды это было не совсем так — долго меня уговаривали сыграть роль тещи в сериале "Срочно в номер". Не хотела играть злобную женщину. В жизни я вообще спокойная теща — держу с зятем жесткий нейтралитет".

МАМА ДЯДИ ФЕДОРА. Голос Талызиной знают даже дети. Строгий и нежный — настоящий мамин голос — звучит во всех частях любимого мультфильма "Простоквашино". Первая серия вышла на экраны в 1978 году. Когда несколько лет назад снимали четвертую часть мультфильма, актриса от озвучки отказалась, и на роль позвали ее дочь Ксению. Их голоса оказались очень похожи.

"ПЕРВЫЙ РАЗ ВЛЮБИЛАСЬ ВО 2-М КЛАССЕ"

Валентина Талызина родилась 22 января 1935 года в городе Омске. Окончила ГИТИС, сразу же была принята в театр Моссовета, где в то время работали легенды российской сцены: Любовь Орлова, Фаина Раневская, Георгий Жженов и другие. Ныне она — народная артистка РСФСР, член Союза кинематографистов и член театральных деятелей России.

В театре Моссовета ходили слухи о романах Талызиной с режиссером Юрием Завадским и партнером Леонидом Марковым. "Да не было ничего. Хотя я человек влюбчивый, — говорит сама Валентина Илларионовна. — Первый раз влюбилась во 2-м классе. Он был маленький, худенький, но очень остроумный. И только в старших классах мы признались друг другу в любви. Вместе ходили на танцы, но потом вышло недоразумение: я поехала учиться, а он женился как-то быстро. Спустя много лет он объявился в Москве, пригласил меня в ресторан. Он к тому времени уже хорошо стал на ноги, начал уговаривать выйти за него замуж. Но… У меня уже был институт, а у него — двое детей. Я отказала и заплакала. На том все и закончилось".

12 лет Валентина Талызина прожила с первым мужем, художником Леонидом Непомнящим. У них родилась дочь Ксения. Семейной идиллии пришел конец, когда на съемках фильма "Иванов катер" актриса познакомилась и взаимно полюбила Юрия Орлова. Он был младше почти на 15 лет. Правда, сама актриса говорит, что никогда не смогла бы бросить семью. По возвращении со съемок муж признался, что у него есть другая, и он хочет уйти из семьи. Актриса очень серьезно переживала, почти месяц провела в клинике неврозов. Ныне с Леонидом отношения поддерживает только их дочь Ксения. "Сейчас моя семья — это дочь, внучка и друзья", — говорит актриса.

Талызину по-прежнему приглашают сниматься. Последняя кинороль — тетка Достоевского в фильме Владимира Хотиненко "Достоевский". "Это трагическая роль богатой, набожной, под конец жизни выжившей из ума женщины. С удовольствием согласилась!".

ЗАРЕКЛАСЬ ОЗВУЧИВАТЬ

Голос Валентины Талызиной уже легенда. Его она подарила Наде в "Иронии судьбы", это он стал причиной ссоры с Барбарой Брыльской, это из-за него она никогда не ест мороженое и не курит, дабы не испортить его. Пожалуй, Талызина — единственная актриса отечественного кинематографа, которая может похвастаться тем, что стала знаменитой и благодаря озвучиванию: "Одна женщина как-то мне сказала: "Я уже не смотрю "Иронию", а просто слушаю". Но вы знаете, мне так надоело рассказывать про озвучивание, до жути! Я в театре сыграла 45 ролей, я снялась в 110 фильмах, я читаю стихи, монологи, езжу с концертами, но нет! Все спрашивают меня про это! А я бы хотела это забыть. Я озвучила главных героинь в трех фильмах: "Ирония судьбы", "Долгая дорога в дюнах" и "ТАСС уполномочен заявить". Все три актрисы получили за главные роли Государственные премии, а я только копейки за работу. Потом я сказала: "Все! Зарекаюсь озвучивать других". Мне еще долго звонили режиссеры и говорили: "Валя, тут роль, нужно, чтобы ты озвучила!" А я называла такие суммы, что люди сначала молчали, потом дрожащим голосом говорили: "Подумаем" и уже больше никогда не перезванивали".

КСЕНИЯ ХАИРОВА-ТАЛЫЗИНА: "МАМА ГОВОРИТ ВСЕ ЧТО ДУМАЕТ"


"Домашние задания мы не делали — у мамы не хватало на это терпения"

"Мне не было и пяти, а я уже хорошо знала — моя мама знаменитость! Меня очень забавляли наши походы в театр, когда актеры, обнаружив в зале Талызину, начинали ей подмигивать, махать руками. Училась я в спецшколе с углубленным изучением иностранных языков, в классе были в основном дети политиков, дипломатов. Их родители — очень занятые люди — бросали все свои дела, когда узнавали, что на родительском собрании будет Талызина. Сначала решали школьные вопросы, а потом общались с мамой, просили ее что-то почитать. Из-за этого собрания часто затягивались до ночи. То же самое было, когда маму вызывали к директору школы "на ковер": две минуты разговора обо мне, остальное время — о кино. Всех поводов уже и не вспомню. Но один был такой — единицу по арифметике я исправила на четверку. А вот домашние задания мы вместе не делали — у мамы на это не хватало терпения.

Когда в старших классах я сообщила, что не хочу поступать на факультет иностранных языков, а готовлюсь в театральный, мама запротестовала, пыталась отговорить. Но когда поняла, что это бесполезно, то стала помогать. Мы вместе выбрали репертуар, он был очень лиричным — монолог Наташи Ростовой. За три дня до поступления я пришла к другому артисту, педагогу, он послушал и сказал: "Срочно меняй все! Ксюша, посмотри на себя в зеркало, какая ты Наташа Ростова?". Увы, есть у мамы такая черта: она иногда говорит и не думает или говорит все что думает. Из-за этого многие на нее в обиде. Но, возможно, если бы она себя так не вела, то никогда не стала бы Талызиной".