Виктор Бычков: "Из-за Хрюши и Степашки я завязал с подлецами"

8 февраля 2011, 10:20
Егерь Кузьмич из "Особенностей национальной охоты", он же Дядя Витя из передачи "Спокойной ночи, малыши!", рассказал, почему не общается с "собутыльниками", из-за кого ушел из Ленкома и как он ублажает жену-режиссера.

Бычков. Раньше Кузьмич из «Особенностей национальной охоты», теперь ведущий «Спокойной ночи, малыши!»

— "Особенностям национальной охоты", в которой вы сыграли егеря Кузьмича, уже 15 лет, а вас не достало, что у многих вы по-прежнему ассоциируетесь с заросшим и не шибко трезвым мужиком в ушанке?

— Знаете, какая-то часть зрителей, по привычке, до сих пор обращается ко мне "Эй, Кузьмич", но многие все же стали называть Виктором Бычковым. А ведь есть много актеров, у которых есть фамилия и имя, но никто не помнит их ролей — и это такое же горе, как и то, что помнят лишь один образ. Но самое большое счастье для актера, когда его узнают как человека, и только потом вспоминают его работы в кино. Помню, как в фильме "Собачий пир" Наталья Гундарева играла женщину, которая убирает мужские туалеты на вокзале. Пока она, репетируя, мыла со шланга писсуары, подошла электричка, и в туалет ринулись отработавшие смену любители пива. Подвоха мужики не заметили и общались с ней, как с любой другой поломойкой. Когда они схлынули — я сам это видел — Гундарева бросилась к режиссеру Леониду Менакеру и взахлеб хвасталась: "Ну ты видел, видел? Они же относились ко мне как к простой уборщице, а не как к известной актрисе!". Это дорогого стоит. Быть достоверным и подлинным актеру хочется всегда.

Реклама

— Виктор, признайтесь, а чтобы подлинно сыграть пьющего в "Особенностях...", вы к рюмке прикладывались?

— Нет, конечно. Никто из нас там не пил — это все вранье, выдумка. Нам хочется верить, что стоит актеру принять на грудь, как он станет парить, как птица. В действительности все наоборот — он сразу никнет, падает. На экране, как это ни прискорбно, пьяного или наркомана видно лучше, чем в жизни. Можно посмотреть любой шедевр Федора Бондарчука и безошибочно вычислить, где актеры под кайфом, и режиссер об этом знал. А в "Особенностях..." есть только две сцены, в которых мы приняли на душу, да и то случайно. Режиссер объявил, что все снято, и актеры пошли в баню мыться и отмечать это дело, как вдруг всех собрали снова — выяснилось, что нужно доснять еще пару сцен. Но все эти "натуральные" моменты сразу бросаются в глаза, по крайней мере, мне.

Реклама

— С киношными собутыльниками своего Кузьмича сейчас общаетесь?

— Поначалу встречались, но потом мы вдруг поняли, что выросли друг из друга. Бывает же, что актер останавливается в своем душевном развитии, и с ним становится неинтересно. В какой-то момент я понял, что, в принципе, могу сосуществовать с коллегой в одном пространстве, но в другом, увы. И потом, отношения между актерами очень зависимы от профессиональных удач и провалов. Человек, которого ты считаешь другом, в любой момент может стать перед выбором: продолжать дружить с тобой, или сыграть роль, на которую претендуете вы оба — вот тут и начинаются проблемы. Помню, когда Высоцкого снимали с роли, двум его коллегам предложили играть роль Гамлета в знаменитом спектакле. Один из них отказался и остался Высоцкому другом, другой играл без зазрения совести и тоже стал именовать себя другом, правда, уже после его смерти…

— Виктор, а вы, уходя из Ленкома, покидали конкретный театр или театр вообще?

Реклама

— В Ленкоме я учился профессии, начинал работать, потом, после 18-летнего перерыва, вернулся туда снова. Там я встретил свою супругу Полину (она была режиссером Ленкома), но когда ее там несправедливо обидели, я решил не предавать близкого мне человека и опять ушел, но уже с женой. Два года не переступал порог этого заведения и не видел ни одного спектакля. А со временем Полина стала ставить антрепризы, в которых задействовала и меня.

— Сложно жить с супругой-режиссером, которая наверняка и дома продолжает вас "строить"?

— Да нет, просто нужно знать маленькие мужские хитрости, которые помогут расставить все на свои места. Я устал после работы, мне ничего не хочется, но я должен улыбаться, принести жене цветы, закупить продукты, почистить картошку, вымыть полы, принести кофе, пока она спит… Есть какие-то святые обязанности, от которых человек, который любит искренне, не устает. Если же относиться к жене, как к игрушке, которую можно выбросить, как только надоест, длительных отношений не построишь. И что хуже всего, после развода будешь всем рассказывать, что вы "очень мирно разошлись". Терпеть не могу такого отношения! Если вы разошлись "цивилизованно", значит, просто-напросто не любили. Так только, поколбасились, как на дискотеке, побаловались, чмокнулись и разбежались. Ну, иногда еще детей нажить успели. Если же чувства настоящие, если в них вы вложили много труда, времени, сил, денег, в конце концов, расставаться будет больно, и рана будет кровоточить — это естественно и нормально.

— Виктор, в новом ситкоме "Ласточкино гнездо" (премьера весной на Новом канале) ваш герой опекает 7-летнюю девочку. Трудно с детьми на съемочной площадке?

— Да нет, что вы! Дети точнее нас и буквальнее, для них игра — это естественное состояние. А нам, взрослым, это состояние нужно каждый раз генерировать заново. Вот и моему сыну Добрыне в феврале будет три года, но я считаю, что он лучший актер, нежели я. А чтобы маленький актер не увлекся и не сорвал съемочный процесс, нужно изначально ему объяснить, что это — не игра, а работа.

— Из уст ведущего "Спокойной ночи, малыши!" — Дяди Вити — советы по воспитанию звучат убедительно. Как на вас повлияла эта программа?

— Я стал более внимательным и избирательным в плане работы. Стал отказываться от многих предложений. Если раньше не придавал значения тому, какой образ несу с экрана, свято верил, что работа актера в том и заключается, чтобы быть разным, то теперь заглядываю наперед, анализирую последствия. Представляете, что будет с ребенком, который все время доверял Дяде Вите и вдруг увидел его в роли негодяя и подлеца? Ты же в его глазах учитель и ментор, и если беспредельничаешь ты, значит и ему следует поступать так же. В дальнейшем это может привести к непоправимым ошибкам. Так что теперь все, что связано со взрослым откровенным кино, или, скажем, криминалом на экране — для меня табу. Сыграть плохиша я себе позволить не могу, хотя иногда и хочется.

НЕ СТАЛ ГИНЕКОЛОГОМ — ПОЛУЧИЛ "ОРЛА"

Имя: Виктор Бычков
Родился: 04.09.1954 в Санкт-Петербурге (Россия)
Карьера: актер театра и кино

Будущий актер рос в восьмикомнатной коммунальной квартире, где проживало сорок человек. С детства мечтал стать актером, а после школы вдруг подался... в гинекологи. Но в медицинское училище его не взяли. Уже после армии Бычков стал студентом Ленинградского госинститута театра, музыки и кинематографии. В кино дебютировал в 1980 году в роли призывника в фильме "Последний побег". А слава пришла к актеру благодаря роли егеря Кузьмича в комедийной серии "Особенности национальной охоты" 1995 года. В 2002-м за роль в фильме "Кукушка" Бычков получил национальную премию "Золотой орел" и Государственную премию России из рук президента. Всего актер сыграл в более чем 80 фильмах. А в 2005-м был приглашен на роль ведущего программы "Спокойной ночи, Малыши!", которую ведет и по сей день. Женат, трое детей.

Елена Волоская