Фото с сайта photoxpress.ru
Сегодня Александру Абдулову исполнилось бы 55 лет. Увы, зимой, 3 января, талантливого актера театра и кино не стало. Еще в сентябре 2007-го выяснилось, что у Абдулова рак легких. Александр Гаврилович боролся с недугом до последнего, прибегая к помощи лучших медиков и народных целителей, но все усилия были напрасны.
— Александр Гаврилович сразу согласился сниматься в "Веселых похоронах"?
— С Сашей не было никаких вопросов. Еще со времен "Сыщика" мы очень дружны, и одно время даже дружили домами, пока он был с Ирой Алферовой. А потом долгие годы были просто в самых добрых и сердечных отношениях, но поработать не получалось. А тут мне предложили подумать об Абдулове — это была продюсерская инициатива. И как только мне задали этот вопрос у меня даже не было альтернативных кандидатур. Я сразу сказал "да", и когда я ему позвонил, он уже был в курсе.
— В одном из интервью вы сказали, что ряд критиков называют роль Алика в исполнении Александра Гавриловича его лучшей работой в кино, Вы тоже так считаете?
— Я воздержусь от таких громких комментариев. Просто мне неловко это говорить, но я могу без преувеличения сказать, что это выдающаяся актерская работа!
— Вы так долго дружили, каково самое яркое воспоминание, в котором весь Абдулов?
— Я понимаю, что вы имеете в виду какой-то яркий случай, но сейчас затрудняюсь сразу сказать. Он был очень компанейским, веселым, озорным человеком с очень твердыми житейскими воззрениями. А что касается такого бытового общения... Я же не буду рассказывать, как мы выпивали и хулиганили…(Смеется). Мы особенно тесно сблизились с ним после картины "Сыщик" с Леней Ярмольником. А когда в картине "ТАСС уполномочен заявить" я снимал Иру Алферову, мы еще больше сблизились. У меня до сих пор на стене висит Сашин подарок — такая красивая кофейная мельница. А последние лет пятнадцать, когда началась эта "замечательная" перестройка и все люди начали очень активно действовать — мы в быту встречались реже. Поэтому я не могу сказать, что мы с ним вот такие прям друзья не разлей вода.
— Он делился с вами своими творческими планами?
— Он очень хотел быть сам режиссером и подняться в этом статусе на какой-то другой уровень. У него уже была одна режиссерская работа "Бременские музыканты" — и в кино, и в театре он ставил их. А тут он несколько лет носился с идеей "Гиперболоид инженера Гарина". Сам написал сценарий и очень хотел поставить картину. А у меня он снимался еще здоровым человеком…
— В смысле он еще не знал о своем страшном диагнозе…
— Да, он никогда не был абсолютно здоровым человеком, как и все мы, у него там были проблемы и с ногами, и с кровью…
— В вашем фильме Абдулов играл обреченного человека. Многие проводили параллели между судьбой героя и самого актера...
— В картине ни разу не звучит диагноз, описанный Улицкой. У автора книги он ужасный, и совершенно визуально невозможный — там человек, высохший до состояния Бухенвальда. Читая прозу, воображение не рисует каких-то патологических зрелищ, но снимать в кино это совершенно невозможно. Саша играет умирающего человека и умирает. По безнадежности заболевания несложно догадаться, что там онкология. Хотя еще раз повторяю, никто не называет диагноз героя. Но по тому, как он тяжело кашляет, можно предположить, что это что-то легочное. И вот это совпадение всякая желтая сволочь подхватила, и начали рассказывать, дескать, сам себе наиграл, напророчил, наговорил...
— Вы не видите в этом никакой связи?
— Да о чем вы говорите?! Если бы это было так, то тогда вообще, кроме насморка и геморроя, ничего не позволили бы играть артистам! Каждый актер десятки раз умирает, бывает убит за свою карьеру. У меня в предыдущей картине "Пятый ангел" — умирает и героиня Ахеджаковой, и герой Юрского, и слава Богу, все живы-здоровы. Это просто глупость, даже не глупость, а подлость какая-то мелкая, понимаете?!
— Как раз в период работы с вами у Александра Абдулова случилось радостное событие — родилась дочка! Он не делился своими ощущениями, может, изменился как-то?
— А как же — делился! Но никак не изменился… Как всякий человек, мягко скажем, в зрелом возрасте впервые познавший радость настоящего отцовства он был счастлив! У него была и есть дочка (удочеренная в первом браке Ксения Алферова. — Авт.), которую Саша очень любил и был ей прекрасным отцом. И когда они расстались с Ириной, он всегда поддерживал с ней связь. И вот впервые он "родил сам", что называется. И он был абсолютно сумасшедший отец, который впервые вкусил это счастье. Саша был и прекрасным мужем для своей супруги… У них большая разница в возрасте, но с ней я совсем немного знаком.
— Он часто говорил о жене, о дочери во время съемок?
— Он не был сентиментальным человеком. Он не ходил и не говорил: "Ты знаешь, я, наконец, встретил свою судьбу…" или еще какие-то пошлости — нет, конечно! Это вещь интимная. Он ее любил, просто обожал — я это знаю точно, всегда говорил о Юле с большой любовью. Здесь он нашел что-то такое, что давно искал, это очевидно. Я был у них пару раз дома — на даче, Юля достаточно сдержанно себя вела. Она ведь молоденькая девочка совсем.
— Когда вы последний раз разговаривали с Александром Гавриловичем?
— Я с ним разговаривал за неделю до его смерти, позвонил 25-го числа — поздравить его с Рождеством. А потом позвонил на Новый год, 31-го и он не взял трубку мобильного. Я немного забеспокоился — он же видел, кто звонил. Я набрал Леню Ярмольника и говорю: "Что такое — Саша не отвечает". Он сказал: "Ты знаешь, что-то ему неважно, отвезли его в больницу, он там под капельницами…" Мы же все очень воспрянули после того, как он вернулся из Киргизии, где он был у буддийских монахов. Спрашиваю: "Ну как ты, Саня?" — "Да небо и земля", — отвечает. Ему действительно стало значительно лучше, и потом он должен был все-таки оперироваться… Никто не думал, что так все повернется. И вдруг по радио 3 января я услыхал, что его не стало… Вот такой вот ужасный поворот…
— Если бы судьба так ужасно не повернулась, представим в наших мечтах, что сегодня Александр Гаврилович праздновал бы свой юбилей, что бы вы ему подарили?
— Думаю, что самым дорогим подарком для него была бы премьера картины. Он очень эту картину любил, высоко ее ценил, и у него был один диск — он всем его показывал и считал очень серьезным достижением эту роль. И очень-очень огорчался, что картина еще при его жизни год лежала на полке… Сейчас, слава Богу, она есть на DVD, вокруг нее очень много шума, все ее очень ждут, и я надеюсь что она получит резонанс в сердцах людей — это самое главное!
— Будем надеяться!
Оксана Кузьменко