Внук Бабеля: "Шутка моего деда сбылась"

25 января 2011, 10:34
Андрей Малаев-Бабель — о том, почему дед не хотел выдавать замуж свою дочь и где хранятся конфискованные рукописи.

Внук писателя Исаака Бабеля. Фото из семейного архива

— Встречались ли когда – либо дочки Бабеля: Наташа и Лида?

— Познакомились сестры еще в начале 60х годов, когда Наташа впервые приехала в Москву. Она так давно хотела увидеть Москву и познакомиться с Лидой! – вспоминает Андрей рассказы бабушки. Были сестры совершенно разные: Наташа – высокая, статная, рыжеволосая была копией своей матери Евгении Борисовны в молодые годы. Внешне совершенно не похожая на отца, она унаследовала основные черты его характера: живость, наблюдательность, чувство юмора, интерес к людям.

Реклама

Лида, моя мама, к тому времени только окончившая Московский архитектурный институт, внешне была очень похожа на отца и унаследовала многие его привычки. Например, точно так, как делал отец, садилась на стул, или диван, подкладывая под себя правую ногу. Характер же у мамы бабушкин – всегда немногословная, сдержанная, спокойная. Наташа и потом неоднократно приезжая в Москву, навещала нас. Вместе с мамой они ездили в Бельгию повидаться с Мери, дедушкиной сестрой. Встречались дочки Бабеля и потом в Вашингтоне, куда мы переехали (я – в 1993г, а мама с бабушкой в – 1996г). Наташа жила сначала во Франции, где училась в Сорбонне, а в 1961 году переехала в США, продолжила образование в Колумбийском университете. Стала уважаемым профессором. Преподавала в престижном Barnard колледже. Обо всем этом Наташа написала в предисловии к собранию сочинений И.Э.Бабеля, подготовленном ею и изданном на английском языке в 2001г. К сожалению, Наташи больше нет – похоронили в 2005г. Ее мама Евгения Гронфайн, первая жена Исаака Эммануиловича, умерла в 1957г и похоронена в Париже.

— Расскажите, пожалуйста, о Вашей бабушке, Антонине Николаевне Пирожковой…

— В июле 2009 года мы отметили две знаменательные даты – 115 лет со дня рождения деда и 100 лет исполнилось бабушке. После своей юбилейной даты она прожила чуть больше года – 12 сентября 2010 года, ее не стало.

Реклама

— Удалось ли Антонине Николаевне разыскать архив И.Бабеля, конфискованный при аресте?

— Многолетние поиски архива безрезультатны. Единственное, что удалось узнать, это то, что пять папок с его трудами были затребованы из КГБ каким-то высокопоставленным лицом. Возможно они находятся в каких – то еще закрытых секциях президентского архива, возможно в архивах частных лиц. Не исключено, что вообще сожжены, хотя акта о сожжении не найдено (в отличии от акта сожжения архива осужденного и казненного Михаила Кольцова). Бабушка прекратила поиски после того, как исполнилось 100 лет со Дня рождения И. Бабеля (1994г). Известно, что дедушка похоронен на Московском Донском кладбище

в общей могиле невостребованных прахов. Вообще-то термин "невостребованные прахи" очень забавен (если бы не был так страшен). Как будто тогда кто-то мог знать, что тела их близких кремированы после расстрела и прах их погребен в общей могиле… Ведь бабушка безрезультатно разыскивала мужа долгие годы и только в 1954 году, через 15лет после ареста "за участие в контрреволюционной террористической организации", получила извещение о его посмертной реабилитации за отсутствием состава преступления с датой приведения в исполнении приговора. Он был расстрелян и кремирован 27 января 1940 года.

Реклама

— Рассказывали, что Исаак Эммануилович незадолго до трагического майского дня 1939г когда его с дачи в Переделкино увезли на Лубянку, тиская свою двухлетнюю дочку Лидочку, шутил: "…Замуж не отдадим. Будет утешеньем в старости".

— В какой-то мере шутка оказалась пророческой: для бабушки моя мама действительно утешенье до глубокой старости. Они с мамой всегда были вместе. Между прочим, мама окончила Московский архитектурный институт и работала дизайнером интерьера промышленных зданий. Когда с бабушкой приехала ко мне в Вашингтон была уже пенсионеркой.

— Оказали ли влияние на выбор Вашей профессии воспоминания бабушки о Бабеле?

— Во-первых, оказывало влияние само сознание того, что я внук замечательного писателя, который страстно любил театр, писал пьесы, был непревзойдённым рассказчиком. Кроме того, немаловажную роль при выборе профессии оказала среда, в которой я рос и которую бабушка всеми силами поддерживала – это писатели, артисты, художники, люди, которые писали о Бабеле. В десятилетнем возрасте у меня уже "просматривались" актерско-режиссерские наклонности. Несколько позже мне говорили, что я мог бы стать адвокатом. Впрочем, в работе режиссера и адвоката много общего.

— Помогало ли Вам на жизненном пути имя дедушки ?

— Трудно сказать… Наверное, помогало больше, чем мешало. Во всяком случае, я думаю, что все, кто со мной общался, сознавали это и зачастую относились ко мне соответствующим образом. То, что я внук Бабеля вызывало ко мне симпатию.

— И в США?

— Не исключено. Ведь произведения Бабеля переведены на многие языки мира. Имя дедушки в какой-то мере помогло мне в 1998г при организации в Вашингтоне Театра – студии им. Станиславского, успешно проработавшего 8лет. Это был репертуарный театр Европейского образца, в штате которого состояли режиссеры, художники, хореограф, труппа из постоянно работавших 10 актеров и т.д. Мы ставили по 4спектакля в сезон, что очень серьезно по американским меркам.

Причем в репертуаре театра была, в основном, мировая классика: "Мертвые души" Гоголя, "Преступление и наказание" Достоевского, "Фауст" Гете, "Дон Кихот" Сервантеса и др. Был и детский спектакль по рассказу Чехова "Каштанка".

— А что-то по Бабелю?

— На это долго не решался: считал, что время еще не подошло. Хотя всегда хотелось поставить его пьесу "Мария". Именно эту пьесу, а не "Закат". Только в 2004г (к 110летию Бабеля) я все – таки осуществил постановку моноспектакля по пяти его Одесским рассказам под названием "Бабель: Как это делалось в Одессе", который постоянно держался в репертуаре театра.

— Вы говорите о работе Театра Станиславского в прошедшем времени…

— В связи с моим отъездом в 2006 году из Вашингтона, и отъездом моего главного сотрудника Сарры Кейн в Великобританию, театр распался. Он более не существует в своем прежнем виде. Спектакль одного актера "Бабель: Как это делалось в Одессе", в моем исполнении, идет, как бы, под "шапкой" театра Станиславского.

— Вы живете во Флориде…

— С мамой, женой и сыном. Раньше – и с бабушкой. Преподаю актерское мастерство в Университете. Ставлю спектакли, играю, езжу по стране с лекциями и мастер – классами.

— Николаю Бабелю, правнуку Исаака Бабеля и Антонины Пирожковой, 11 лет. Проявляется ли у него какой – то специальный интерес? Чем он увлекается?

— Специальный интерес еще не проявился. Он много читает, так что как читатель уже состоялся. А как писатель или актер – пока нет. Хочет быть изобретателем. Может быть проявятся гены унаследованные от его мамы , бабушки, прабабушки. Кстати, его прабабушка, Антонина Николаевна Пирожкова – талантливейший инженер. Работала в московском Метропроекте, преподавала в вузе и написала учебник для студентов о проектировании метрополитена, который поныне является единственным учебным пособием в этой области. Может быть и Николай Бабель станет выдающимся инженером, что–то изобретет и мы разбогатеем…

— В январе 2010 года, к семидесятилетию со дня гибели Исаака Бабеля одесситы планировали установить ему памятник (По инициативе Всемирного Клуба Одесситов) напротив дома, в котором прошли его детские и юношеские годы по адресу: ул. Решельевская 18 (угол ул. Жуковского).

— Это будет (судя по фото) памятник и площадь (Плаза). Пока точная дата открытия не установлена. Возможно весной или летом 2011 года.

— Проект памятника Бабелю, предложенный заслуженным художником России скульптором Г.В. Франгуляном, с Вами согласовывали?

— Нам показали проект памятника, когда он уже был утвержден. Я был немного удивлен тем, что с нами не посоветовались предварительно, не поинтересовались нашими пожеланиями… Но, как бы там ни было, мы очень благодарны за память, за инициативу, за труд, а главное, безмерно благодарны всем, кто пожертвовал (и жертвует) средства на сооружения памятника. Верим в то, что бронзовый Исаак Бабель вернется в город своей мечты.

Читайте также: Буденный гонялся за Бабелем с саблей, а первый тесть его проклял

Кира Стрельцова