Участница Pussy Riot не понимает, чего нельзя делать на зоне

17 января 2013, 12:22
Толоконникова работает в колонии швеей-мотористкой, а Алехиной приходится прятаться от осужденных

Реклама

В первой части нашего расследования о Pussy Riot мы рассказали о личностях трех осужденных участниц группы, а во второй  — о том, что Надя Толоконникова и Катя Самуцевич являлись активистками скандальной российской группы "Война" и учились у бывшего гражданина Украины, эпатажного Олега Кулика. В финальной публикации "Сегодня" разбиралась, какое будущее ожидает девушек и как у них дела в колонии.  

У МАШИ КОНФЛИКТ С ОСУЖДЕННЫМИ

Как известно, Надежда Толоконникова и Мария Алехина были приговорены к 2 годам лишения свободы. А Екатерина Самуцевич получила наказание условно. Теперь Надя находится в Мордовской колонии, живет в бараке на 50 человек и работает швеей-мотористкой — шьет одежду для пожарных.

Реклама

— Рабочий день у Нади начинается в 7:15, а заканчивается в 16:15, — рассказывает нам глава общественной комиссии Мордовии Геннадий Морозов. — Обед у нее в полдень. Претензий к ней нет. Да и она ни на что не жалуется.

— Близких подруг у жены в колонии пока нет — обстановка к дружбе не располагает, — говорит "Сегодня" Петр Верзилов. — Но она со всеми поддерживает ровные отношения. Единственная проблема: в "зоне" — скудная библиотека. Поэтому я вожу Наде книги. Один раз мы ездили к ней на краткое свидание с Герой. Дочь (ей 4 года) очень скучает по маме. Часто разговаривает с ней по телефону. Рисует для нее картинки. Все время спрашивает, когда мама вернется домой.

Сложнее обстоят дела у Алехиной. После этапа (3 пересылки!) она оказалась в городе Березняки Пермской области. А там — тяжелая экологическая ситуация.

Реклама

— В Березняках добывают калий для удобрений, из-за чего в городе происходят обвалы почвы, — рассказывает защитник Алехиной Сергей Исаев. — А рядом с колонией расположен металлургический комбинат, где месяц назад был выброс хлора и погибли три человека. Кроме того, Пермская область известна огромным количеством больных туберкулезом. Поэтому на  территории учреждения, где находится Маша, есть госпиталь для пациентов с этим заболеванием.

Первое время Мария была "на карантине". Но уже тогда успела шокировать администрацию высказываниями о защите прав осужденных.

— В Пермской области зимы холодные, и Маша была возмущена тем, что одни женщины могут позволить купить себе в магазине пуховые платки (шапки в колонии запрещены), а другие нет, — говорит Исаев. — Мол, администрация обязана обеспечить теплыми платками всех осужденных! Кроме того, Мария была не согласна с распорядком рабочего дня. В частности с тем, что заключенные два часа в день бесплатно убирают территорию. А выходной у них только один.

В колонии Мария Алехина надеялась получить место библиотекаря. Но ей пришлось осваивать профессию швеи. Пока она посещает ПТУ (оно расположено на территории учреждения), а потом будет шить форму для полицейских.

— Маша вегетаринка и поначалу в колонии у нее были проблемы с питанием, — рассказывает "Сегодня" мама девушки, Наталья Сергеевна. — Но мы нашли в Березняках мужчину, который согласился покупать продукты и передавать их дочери в колонию. Естественно, за вознаграждение.

Ночевать Мария Алехина должна в бараке на 100 человек. Но после конфликта с осужденными ее перевели в одиночную камеру.

— Какое-то время назад к Маше подошла группа осужденных и заявила, что из-за нее режим содержания стал более строгим, — говорит Наталья Сергеевна. — Поэтому они решили объявить голодовку и хотели, чтобы Маша к ним присоединилась. Дочь отказалась, ей стали угрожать. Тогда Маша написала заявление в администрацию, и ее перевели в ШИЗО. Там Маша находится на обычных условиях. Читает, смотрит черно-белый телевизор. Скоро ее снова переведут в барак…"

АЛЕХИНА НЕ ПОНИМАЕТ, ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА ЗОНЕ

— Я думаю, что осужденных настроила против Маши администрация колонии, — считает Верзилов. — Дело в том, что ранее в РФ всех фигуранток громких дел отправляли в Мордовское учреждение, где находится Надя (эту "зону" в России называют "чекистской") — там знают, как вести себя с заключенными, к которым приковано внимание СМИ. А в Березняках "политических" еще не было. Вот они и решили Машу проучить. Видимо, боятся резонанса.

— Сейчас у Марии Алехиной идет адаптация к новым условиям жизни, — говорит Сергей Исаев. — Учитывая ее юный возраст, это непросто. Ведь Мария слишком быстро принимает решения. Но я надеюсь, что в конце концов она поймет, где находится. Кстати, Маша уже делает выводы. Во время "этапа" она ночевала в одном из СИЗО и всю ночь смотрела телевизор.  А утром получила за это взыскание. Теперь подобных оплошностей она не допускает.

— Мне сложно отвечать на вопрос о психологическом состоянии дочери, — вздыхает Наталья Сергеевна. — Конечно, ей тяжело. Но она старается держаться…

— Маша — тонкая и ранимая душа, — считает один из бывших адвокатов Pussy Riot, бывший депутат Госдумы РФ Марк Фейган. — Она полна иллюзий, верит в доброту и пишет стихи. А в тюрьме все это может только навредить. Там вряд ли оценят ее человеческие качества. Думаю, что обращаясь в администрацию после разговора с осужденными о голодовке, Маша искренне верила, что поступает верно. Она просто не понимает, что находится в "кислотной среде"...

— А почему таких проблем не возникает у Толоконниковой?

— Надя — более жесткий и трезвый человек. Она прирожденный общественный деятель и лидер. Думаю, она в полной мере осознает, где оказалась и как ей нужно себя вести. Морально она была готова к случившемуся больше, чем Маша.

Сколько времени девушкам придется провести за решеткой? Ответа пока нет. Вчера суд отказал Марии Алехиной в отсрочке наказания в связи с тем, что у нее — маленький сын. Хотя такая возможность предусмотрена законодательством России. Такая же история, судя по всему, произойдет и с Надеждой Толоконниковой.

— Следующее обращение адвокаты подадут в мае, — отмечает Наталья Сергеевна. — На этот раз они будут просить об условно-досрочном освобождении. По словам юристов, если девчонки в колонии будут вести себя хорошо, весной их могут отпустить домой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Для российской оппозиции история Pussy Riot — грязная

Марат Гельман: "Дело Pussy Riot для России хуже войны!"

Почему Pussy Riot поддержал Запад

Чем бы закончилось дело Pussy Riot в Украине