Вся правда о Pussy Riot: чего добива­ются главные сканда­лист­ки 2012 года

15 января 2013, 10:30
Скандал в Храме Христа Спасителя устроили ради социализма и против политэлиты

Pussy Riot: жертвы идей. Фото pussy-riot.livejournal.com

Реклама

История Pussy Riot — один из главных скандалов прошлого года. Всего за несколько минут акции в московском Храме Христа Спасителя девчонкам в летних платьицах, разноцветных колготках и балаклавах удалось расколоть православный мир на две части. Для кого-то они стали героинями, которые не побоялись бросить вызов авторитарному режиму России и поплатились свободой. Для других — осквернительницами веры, получившими по заслугам. Но оба мнения поверхностны. Мир вокруг нас вечно спешит, а мы сами везде опаздываем. Вот и не успеваем заглянуть в глаза явлению, которое нас потрясло. Между тем акции, вызывающие столь бурную реакцию, возникают не на пустом месте и оказывают на будущее общества серьезное (пусть и не очевидное, а подспудное) влияние. Соответственно, заслуживают более тщательного рассмотрения. Газета "Сегодня" провела собственное журналистское расследование случившегося и узнала полную историю группы, от ее создания до сегодняшних дней. Мы нашли ответ на вопрос о реальных целях Pussy Riot. А также выяснили, как Екатерина Самуцевич, Надежда Толоконникова и Мария Алехина (напомним, в акции в Храме принимали участие 5 девчонок, но двум удалось сбежать) оказались в группе.

"МЫ МЕЧТАЕМ О ЛЕВОМ ОБЩЕСТВЕ!"

Москва. 22:00. Я, наконец, дозвонилась единственной из осужденных участниц, получившей условный срок, Екатерине Самуцевич.

Реклама

— Приезжайте в торговый центр около метро "Тульская", — сказала, она, несмотря на позднее время. — Выпьем кофе…

У моей собеседницы звонкий мальчишеский голос. Да и внешность "пацанская". Неуклюжая походка и сутулая спина. Желтая дутая куртка — явно с чужого плеча. Тяжелые мужские ботинки и растянутые джинсы. Катя даже сидит по-мужски — откинувшись на спинку стула и расставив ноги на ширину плеч.

— Какую цель вы преследовали, устраивая акцию в Храме Христа Спасителя? — спрашиваю у нее.

Реклама

— Мы надеялись изменить мышление россиян. Хотели повысить уровень их политического мышления, сделать его более критическим. Многие наши граждане не думают, что могут изменить свою страну к лучшему. Считают, что есть элита и только она принимает решения. А остальные должны ходить на работу, выполнять некие функции — и не более того. Но на самом деле это не так. Мы хотим объяснить это людям.

— О каком обществе мечтают участницы группы Pussy Riot?

— О демократическом. Модели более-менее равных людей.

— Вы грезите о коммунизме?

— Левые идеи гениальны. И в социализме много всего хорошего. Но наш идеал — левое неавторитарное общество. Я думаю, этого хочет любой нормальный человек. Конечно, левые идеи очень сложно воплощать в жизнь. Одно дело — мечтать, другое — реализовать. Но к этому стоит стремиться.

— Вы верите в равенство? Один человек работает с утра до ночи, а другой бьет баклуши. Почему они должны жить одинаково хорошо?

— Если будут меняться мышление людей, отношения между ними и наше общество в целом — баланс будет найден. Конечно, без соблюдения этих трех условий перейти к прогрессивной левой модели нельзя.

— Ты думаешь, простые люди понимают, что вы хотели им сказать? Не слишком ли сложно, грубо и эпатажно для восприятия? "…Бунт в России — харизма протеста, бунт в России — Путин зассал, бунт в России — мы существуем, бунт в России — райот райот…" — цитирую я слова песни, которую участницы Pussy Riot исполнили во время акции на Лобном месте Красной площади, которая предшествовала акции в Храме.

— В России много умных людей, которые в состоянии понять, — говорит она, и в ее голосе проскакивают металлические нотки.

— Отправляясь в Храм, вы отдавали себе отчет, что могут посадить?

— Мы занимаемся радикальным политическим искусством. Наносим символический удар по власти. Это опасный и болезненный удар, потому что наши идеи тут же подхватывают медийщики (например, об акции на Лобном месте написали все мировые СМИ). Естественно, в какой-то момент у власти может "сорвать мозги" и она начнет репрессии. Мы это понимаем. Но мы не можем предугадать, когда это произойдет, и думать об этом до бесконечности. Во время акции для нас главное: как зайти в помещение, протащить гитару, переодеться, записать музыку.

— Ты и дальше будешь заниматься политическим искусством?

— Да, конечно.

— А если тебя опять задержат? Хочешь пожертвовать собой ради идеи? Во время суда ты провела в СИЗО не один месяц! Неужели готова повторить?

— Конечно. Да. Естественно…

— Некоторые СМИ утверждали, что в СИЗО тебя и твоих подруг пытали...

— Это неправда. Условия были терпимые. Прогулка раз в день и горячая еда. Тяжело было только из-за поездок в суд. Нас рано поднимали, и во время заседаний нам хотелось спать. Были в суде и перебои с горячим питанием. Но не более того.

— Еще в СИЗО ты поменяла адвоката, и новая защитница добилась твоего освобождения. Ты ожидала такого результата?

— Нет, для меня это было шоком. Мы же понимали, что являемся политзаключенными. Я до сих пор не понимаю, почему меня отпустили...

Екатерина Самуцевич — натура цельная. Такие люди, как она, не знают сомнений и идут до конца. Таким же образом, наверное, вели бы себя (если бы присутствовали здесь) и другие участницы Russy Riot. Конечно, во времена СССР мы все были немного идеалистами. Ведь едва ли не с первого класса нас убеждали: ради "великой идеи коммунизма не жалко и жизни"! Но в  "джунглях" современного общества потребления, где единственная ценность — деньги, готовность идти в тюрьму из-за убеждений в лучшем случае вызывает недоумение. Зачем?! А в худшем — отторжение. Мол, чего добиваются эти выскочки? Как же получилось, что участницы группы выпали из "колеса" реальности? Чтобы ответить — заглянем в их прошлое. Юность героинь (а в это время формируется характер и моральные ценности) прошла в разных местах, но имеет общие черты и дает ответ на вопросы о том, как девушки оказались в группе и что их объединяет. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ Участница Pussy Riot Екатерина Самуцевич: "Семья — не мой путь"

Надежда Толоконникова в юности ссорилась с мамой, а та ни разу не появилась в суде

Мария Алехина работала в детской псих­больнице и стала прекрасной матерью в 18 лет