Как снимали самые знаковые фото столетия

2 октября 2012, 07:44
Съемка дымящегося 4-го энергоблока ЧАЭС стоила здоровья, флаг в Раде засняли случайно, а целующиеся в честь Победы познакомились лишь через 60 лет

Реклама

Благодаря изобретению фотоаппарата человечество получило возможность запечатлевать на века самые значимые события в истории всего мира или отдельно взятой страны. Некоторые фотографии стали символом той или иной эпохи, и "Сегодня" решила познакомить читателей с историей создания таких снимков-символов.

Для Украины знаковым в ее истории снимком, без сомнения, является фотография внесения в Верховную Раду сине-желтого флага в 1991 году. Но за несколько лет до этого Украина, еще находившаяся в составе СССР, "прославилась" снимком разрушенного 4-го энергоблока ЧАЭС, взорвавшегося 26 апреля 1986 года. Первые фотографии с места крупнейшей в истории человечества ядерной катастрофы сделал киевский фотограф агенства ТАСС Владимир Репик.

Съемки велись с вертолета, облетевшего ЧАЭС на малой высоте, а значит оказавшегося в зоне наивысшей радиоактивности. "Командировка стала возможной в первых числах мая, когда были получены все разрешения, — рассказал нам друг Владимира Репика  Владимир Фалин ("Укринформ"). — Он работал в паре с россиянином Валерием Зуфаровым (он скончался через 10 лет от лучевой болезни. — Авт.). Сказать, что им представилась возможность полететь в закрытую зону и снять, не совсем правильно. Приходилось пробивать командировку и выходить на самый верх правительственной комиссии по ликвидации аварии. Им говорили: "Куда вы летите?! Там же опасно!". А они полетели"...

Реклама

Конечно, фотографы пытались уберечься от радиации так, как на то время было принято — водкой. А радиация достигала такого уровня, что засвечивала пленки. "У Владимира были снимки, где по краям засвеченные места были — это и были следы радиации. Даже пленка, которая находилась в железной камере, позасвечивалась, — продолжил Фалин. — В середине мая 86-го к нам в киевский офис пришла комиссия с дозиметрами. У Репика была открыла лаборатория, они зашли к нему и пришли в ужас — у него просто грохотал ремешок от фотокамеры. Проверяющий воскликнул: "Он что — сумасшедший?! Как он носит эту камеру, ее же выкинуть надо?!". А камера была Nikon. В тех реалиях поменять ее было невозможно. Владимир еще долго этой камерой работал".

По словам Фалина, понять, как радиация повлияла на здоровье его друга, сложно — Владимир Адамович никогда не обследовался на предмет радиоактивного заражения, хотя он делал съемки и в Институте радиологии, и в госпитале, где лечили солдат-ликвидаторов. "Позднее, когда стали ясны все последствия аварии, я его спрашивал: "Ты бы полетел на ЧАЭС, имея всю сегодняшнюю информацию?". А он отвечал, пожимая плечами: "Хрен его знает. Но я не жалею о том, что было. Если надо, я и сейчас полезу туда". Репик скончался этой весной на 68 году жизни от проблем с легкими.

Описания других снимков читайте в подписях в фотогалерее