16 мая 1947: СССР увидел "Золушку" с Раневской

16 мая 2012, 11:39
Идея о съемках фильма появилась еще во время войны.

Кадр из фильма "Золушка" в цветной версии

В 1944 году, когда еще шла война, "Ленфильм" вернулся из эвакуации. В холодном нетопленом коридоре Надежда Николаевна Кошеверова, снявшая к тому времени уже 5 фильмов, встретила свою добрую довоенную приятельницу — Янину Жеймо. 36-летнюю женщину бросил муж. Она была грустная, почти сломленная. И Надежда Кошеверова вдруг сказала: "Мы должны снять с тобой "Золушку!".

По настоянию режиссера Евгений Шварц написал сценарий, ставший русским вариантом сказки Перро. Потом начались бои с ленфильмовским начальством, не соглашавшимся отдавать роль 16-летней красавицы великовозрастной актрисе крошечных размеров. Рост Жеймо был 148 см, а размер ноги — 31. В общем, одеваться и обуваться можно было только в "Детском мире". "Доброжелатели" злорадствовали, мол, карлица будет играть принцессу! На "Ленфильм" толпами возили конкуренток — юных балерин, но Кошеверова настаивала на Жеймо: "Нам нужна не расцветающая сексуальность как средство жизненного успеха, а доброта, детская непосредственность и невинность. А это никто не сыграет лучше Янины. Даже в 37 лет!".

Реклама

И режиссер оказалась права. Несмотря на то, что Кошеверова была женщина строгая, даже суровая, и, как это бывает с комедиографами, — почти без чувства юмора в быту, успех у ее легкого, позитивного и трогательного фильма был оглушительным. Он стал единственной советской киносказкой, лишенной социального подтекста. Августейшие особы Король и Принц — главные герои — впервые на советском экране были положительными. Восторг вызывала, безусловно, игра актеров. Невзирая на то, что на момент съемок Янине Жеймо было под 40, а ее любимому Принцу Алексею Консовскому — 35. Игравший отца Золушки Василий Меркурьев всего на пять лет был старше Жеймо, а Мачехе — Фаине Раневской — шел 51-й год. Появление ее или Короля — Эраста Гарина — на съемочной площадке всегда превращалось в импровизированный театр. И хотя Евгений Шварц никогда не допускал изменений в тексте, Раневской он таки позволил добавить что-нибудь от себя. "Сцену, когда я, готовясь к балу, примеряю перья — придумала я: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же любоваться собой в зеркале, всячески украшаясь. Но не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: "С Богом!".

Благодаря выходу "Золушки" народ смог хоть немного отвлечься от кошмаров пережитой войны. Люди повторяли удачные фразочки, типа: "Я не волшебник, я только учусь...", "Все! Ухожу в монастырь!", "Связи связями, но совесть тоже надо иметь...", "Жалко королевство маловато, разгуляться мне негде!", "Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь", "Крошки мои, за мной!", "Ну теперь они у меня попляшут во дворце!", "Марьяна, не реви! Король — вдовец, я и тебя пристрою!", "Где твой отец? Где это чудовище? Где ты, ядовитый змей?", "Я хотел сразиться с бешеным медведем, чтобы отдохнуть от домашних дел, дорогая". Каждая фраза в фильме, каждая реплика заставляла зрителей смеяться, удивляться, сопереживать. Пару лет назад эту гениальную ленту сделали цветной, чтобы молодежь тоже попробовала проникнуться шедевром. И хотя бы частично это удалось — по крайней мере, в Youtube полно роликов с лучшими фрагментами "Золушки".