17 сентября 1901: Родился художник Глущенко по прозвищу Ярема

17 сентября 2011, 14:00
У известного художника, по слухам, учился рисовать Гитлер.

Мемориальная табличка художнику Глущенко в Киеве

В жизни нашего знаменитого художника был Париж, живя в котором он, водил дружбу с Пикассо и Матиссом, был Гитлер, который, говорят, брал уроки рисования у мастера, был Сталин, которому Николай Глущенко передал самое первое послание о готовящейся немцами войне!

Родина Глущенко – Новомосковск – ныне Днепропетровщина, а тогда – Российская империя. Прославил этот городок Свято-Троицкий храм – деревянное чудо, которому посвятил Олесь Гончар свой роман "Собор". Образование Николай начал с постижения азов коммерции в Юзовком училище (ныне Донецк). Служил в добровольческой армии генерала Антона Деникина. После поражения белой гвардии сбежал из польского лагеря для военнопленных в Германию.

Реклама

Он поехал в Берлин, где окончил изостудию и высшую школу изобразительных искусств. Во время учебы материально поддерживал соотечественника гетман Скоропадский. Ходатайствовал за него и Александр Довженко. Именно благодаря режиссеру в 1923 годуНиколаю дали советское гражданство, а с ним пост главного художника торгово-промышленных выставок СССР за рубежом. Чепез два года Глущенко сменил "прописку" – покинул Берлин и обосновался в Париже, открыв художественное ателье на улице Волонтеров, 23, где любили бывать не только русские эмигранты, а и дипломаты, бизнесмены, политики. Крепкий красавец был и светским львом и прекрасным спортсменом – чемпионом в легкой атлетике и плавании. Знакомство со множеством знаменитостей Глущенко было очень кстати в его агентурной работе – с 1926 года он был завербован советской разведкой и носил кличку Ярема.

Сферой интересов была оборонка. В результате 205 секретных чертежей военной техники, в частности авиамоторов для истребителей, были переданы в СССР. По заданию КГБ Глущенко сделал рисунки убийцы Симона Петлюры Самуила Шварцбада и его адвоката во время суда над ними. И именно Глущенко первым, еще до Зорге, передал информацию в Москву о том, что вопреки договору о дружбе, Германия готовится к войне с СССР.

В 1944 году Николай Глущенко с женой и сыном стали киевлянами. Он преподавал в Киевской Художественной Школе. Как вдруг в НКВД СССР поступила депеша: "По сообщению Агафона, Глущенко конспиративно связался с участниками украинской национал-фашистской организации художников. Украинское фашистское подполье через Глущенко поддерживает связь с заграничными украинскими контрреволюционными группами. В Москве Глущенко должен установить контакты с российскими антисоветскими группировками, а также с троцкистами. Имеет их адреса и явки. Изучение контрреволюционных связей Глущенко продолжаем. Капитан госбезопасности Рахлис". В Киеве не знали о работе Глущенко в разведке и хотели просто выслужиться ценою жизни очередного "врага народа". На сфабрикованном донесении напротив псевдонима Агафон сохранилась надпись: "Расстрелян как провокатор".

Реклама

Мастерская Николая Глущенко находилась на чердаке дома со звездой на Крещатике. И в будни, и в выходные в 9.00 он был на рабочем месте, в 19.00 обедал, в 22.00 ложился спать. Каждый понедельник из кармана его твидового пиджака выглядывал свежий номер "Юманите". В последние годы Николай Петрович плохо слышал, нередко пользовался этим во время торга за картины. Когда его спрашивали, продаст ли он полотно за 300 рублей, Глущенко переспрашивал: "За сколько? За 500? Забирайте". Сегодня каждый холст Глущенко стоит более чем 5000 долларов, а ранние работы в стиле импрессионизма – в десятки раз дороже. Может потому, что написано на них – не увиденное, а прочувствованное. "Ніколи не пишіть того, що бачите, тільки те, що відчуваєте", – говорил мастер. Его называли поэтом живописи. "Я люблю природу, бо це ж – вічність".