18 января 1882: родился папа Винни-Пуха

18 января 2012, 11:17
130 лет назад появился на свет писатель Алан Милн.

Памятник Винни-Пуху

Автор похождений "медведя с опилками" родился 130 лет назад в Лондоне, учился в принадлежавшей его отцу школе, где преподавал Герберт Уэллс. Будучи студентом-математиком в Кембридже, Алан Милн со своим братом писал заметки в местную газету, подписываясь АКМ. Нет, это не автомат Калашникова — это Алан и Кеннет (братец) Милны. Затем началось сотрудничество Алана с юмористическим журналом "Панч". И не только творческое. Будущий воспеватель медведя женился на Дороти де Селинкур, крестнице редактора "Панча" Оуэна Симэна (который, как утверждают, стал прототипом Иа). Заведя сына, Милну, как и всем родителям, приходилось напрягать воображение, чтобы укладывать ребенка спать и развлекать, когда тот бодрствует. Рассказы папочки сосредотачивались, в основном, вокруг обожаемого сынишкой жителя лондонского зоопарка — медведицы Виннипег. Правда, в сочинениях это была уже не женщина, а мужчина. Имя Pooh носил лебедь, который жил у знакомых Милнов. Pooh — междометие вроде "ух!" или "фу!". Кстати, когда сын Милна Кристофер "подрос" до 60 лет, он поставил в зоопарке памятник любимой медведице!

На первой же книжке про Винни-Пуха Милн заработал две с половиной тысячи фунтов. Как и "Алиса в Стране чудес", прожорливый и смешливый медвежонок использовался для различных философских, психоаналитических и сатирических вариаций. В 1963 году в Нью-Йорке вышла книга Фредерика Круза "Пухова путаница", в которой Винни-Пух был рассмотрен с позиций марксизма, формализма и фрейдизма. Это было шуткой, показывающей, что на сказочного лесного толстяка можно навесить какой угодно ярлык.

Реклама

Будущее показало, что этим можно заниматься и всерьез. Бенджамин Гофф спустя 10 лет издал "Дао Пуха", в котором отыскивал параллели между сказкой Милна и даосизмом. Поскольку даосизм интересуется скорее интуитивной мудростью, чем рациональным знанием, Винни-Пух оказался как нельзя к месту. Да и цитата из Хуэй Нань-цзы: "Те, кто следует естественному порядку вещей, движутся в общем потоке Дао", — вполне подходит к обитателям прекрасного милновского Леса.

Недавно сказали свое слово и канадские психиатры. Доктор Сара Ши на "Винни-Пухе" анализировала психические расстройства героев. Как оказалось, ни одного нормального зверя в Лесу обнаружено не было. Диагноз Винни-Пуха: гиперактивность, расстройство внимания и навязчивые идеи типа неуемной жажды меда. Таким больным обычно прописывают транквилизаторы. Пятачку и Иа из-за навязчивых страхов и хронических неврозов нужны антидепрессанты. Кристофера Робина вообще надо поместить в психушку, так как он беседует с игрушками.

Не остались отсиживаться в кустах и сексологи. Они сообщили миру, что Винни — это активное мужское начало! В творении Руднева "Винни-Пух и философия обыденного языка" автор пишет о сексуальных наклонностях и проблемах персонажей сказки: "Персонажи ВП живут, на первый взгляд, крайне безобидной инфантильной жизнью в лесу: пьют чай, обедают, ходят в гости, лазят на деревья, собирают шишки и желуди, сажают цветы, пишут стихи, посылают друг другу послания, охотятся за воображаемыми лютыми животными и при этом постоянно разговаривают. Между тем и благодаря этому подобно внешне безобидному и безоблачному детству, которое проникнуто, как показал психоанализ, напряженной сексуальной жизнью... Отношения между Винни-Пухом и Иа латентно сексуальные, они все время падают друг на друга... Индикатором сексуальности Пуха выступает мед, при упоминании о котором Пух впадает в состояние, близкое к сексуальной ажитации, и говорит следующее: "И я пошел бы за ним", — говорит Пух взволнованно, "только очень осторожно, чтобы не спугнуть, и я настиг бы Банку Меду и прежде всего облизнул бы по краешку, притворяясь, как будто там ничего нет, знаешь ли, а потом я бы еще погулял и вернулся и стал бы лизать-лизать до самой середины банки"... Такие вот секреты, оказывается, спрятал Алан Милн в своем незабвенном творении!