2 мая 1892: в Киеве пошел первый в империи трамвай

2 мая 2012, 10:34
Первый в Европе электрический трамвай запустили в Киеве.

Первый трамвай в Российской империи

Курсировал он по Владимирскому спуску. В мае трамвайчик опробировали, а в июне он уже приступил к своим обязанностям. Симпатичный чугунный памятник, посвященный этому событию, мы можем обнаружить с самого краешка Почтовой площади — справа, если стоять лицом к Речному вокзалу.

Почему именно в Киеве начал свой трудовой путь электрический "извозчик"? На то время в Петербурге, Москве и Одессе по рельсам вовсю мотались конки, поскольку обычные экипажи с растущим пассажиропотоком не справлялись. Но киевский ландшафт с его крутыми горками и спусками не позволял придумке быть использованной. Наши кручи были не по копыту бедным лошадкам, вынужденным тянуть вагончики с пассажирами. Даже шести коням, впряженным в вагон, не всегда удавалось преодолевать киевские подъемы. Паровые же трамваи, пущенные одно время на Крещатике, гремели и дымили так, что шарахались не только граждане, а и лошади с извозчиками. Спас животных от непомерных киевских издевательств электрический двигатель известного инженера Аманда Струве. Первая линия была коротюсенькой — всего полтора километра. Но через пару лет эта гениальная идея тарахтела уже по 50 (!) км рельсов.

Реклама

ТРАМВАЙ, КУПРИН И БЕРЛИОЗ. В 1917 году, задолго до появления "Мастера и Маргариты" Булгакова, был опубликован киевский рассказ Александра Куприна "Каждое желание". И позже литературовед Мирон Петровский усмотрел в произведениях нечто общее, а именно сцену гибели героя под колесами трамвая: в Москве — на Патриарших прудах, в Киеве — в районе Купеческого сада. У Куприна: "По Александровской улице, сверху, бежал трамвай, выбрасывая из-под колес трескучие снопы фиолетовых и зеленых искр. Описав кривую, он уже приближался к углу Бульварной..." У Булгакова: "Тотчас подлетел трамвай, поворачивающий с Ермолаевского на Бронную... Он внезапно осветился изнутри электричеством... В лицо брызнул красный и белый цвет...". Правда, Куприн "переехал" женщину, а не мужчину. Что до трамваев, то на Патриарших они никогда не ходили. Так что, возможно, именно наш электрический вагончик поспособствовал Булгакову в придумке эпизода.