24 февраля 1917: родилась Татьяна Яблонская

24 февраля 2012, 14:08
Сегодня знаменитой украинской художнице Татьяне Яблонской — 95 лет.

«Хлеб». Картина оказалась слишком радостной

Сегодня имя знаменитой художницы Яблонской — это "визитка" Украины. У этой славы есть и обратная сторона — ее картины заказывают музейным ворам, но это еще раз доказывает, что на них идет настоящая охота среди коллекционеров. Народная художница СССР и Герой Украины родом была не из Украины, а из России — Смоленска. Но когда Танечке исполнилось 11 лет, семья переехала в Одессу, потом в Каменец-Подольский и Луганск. А выбрав для себя путь отца-художника, Яблонская поступила в Киевский художественный техникум. Потом стала преподавать в столичном художественном институте. Постигать жизнь начала на Волге, в Саратовской области, на полевых и сельхозработах, где ее научили пасти скот, класть стога и молотить зерно. Вдохновленная деревенским бытом, Яблонская написала свою известнейшую картину "Хлеб", где общее веселье, радость от работы в поле и изобилие еды подозрительно перехлестывают через край. В этой работе нет ни единого отрицательного персонажа. Конечно же, за этот коммунистический рай автору дали Сталинскую премию. Тут же пошли выставки, овации, воспевание "молодого таланта".


"Весна". Яблонской эта работа очень не нравилась

Реклама

ГОНЕНИЯ. Но счастье было недолгим. Очень быстро окружение поняло, что за Яблонской нет "высокой подписки", она не была чьей-то протеже и всего добивалась сама, а потому, решили "доброжелатели", ее можно подкусывать. "В институте началось "гонение на ведьм". Наши с Алексеем Шовкуненко живописные постановки резко осуждались на кафедре за импрессионизм, о котором нельзя было и заикаться, — писала в дневниках Татьяна Ниловна. — Подробнейшее выписывание деталей на первом плане стали называть подножным пейзажем. Меня выручала любовь к жизни и восторженность. Картину "Хлеб" я писала сердцем, полным любви к этим женщинам, зерну, солнцу. Я тогда тоже верила, что импрессионизм губителен, что он тянет художника к поверхностному фиксированию впечатлений, мешает решать большие задачи. Я даже написала соответствующую статью в "Советскую культуру". Ее мне так и не простил Сергей Герасимов. Эта статья была принята как предательство. Мне и сейчас стыдно..."

Эти заблуждения привели следующему творческому этапу. "После "Хлеба" писались невинные сюжеты вроде "Весны" — чистейший фотографизм, натурализм и полная пассивность. Падение во всем, и вдруг — премия! Ну как не поверить, когда тебя так хвалят? Воронина с похвал вскружилась голова и таких же детских сюсюкающих картинок было написано множество. Вот и картина "Утро" — по замыслу неплохая, но по живописи — абсолютный ноль".

Реклама


"Утро". Помогло найти мужа дочке

ПОМОЩЬ ЗАКАРПАТЬЯ. Яблонская пыталась искать себя и в какой-то момент попала на Западную Украину. "Помогло Закарпатье, его необыкновенно интересная школа. Работы Эрдели, Коцки, Манайло, Шолтеса, Глюка, Бокшая вливали в наше искусство такую живую струю! К сожалению, очень скоро по их головам прошлась дубинка ждановских постановлений". Писать на Закарпатье отправились компанией коллег. Восхитило село Апша Солотвинского района, его особенная архитектура, яркие сочные народные костюмы, завораживающая природа. Работали много, очень активно. Той весной у Татьяны Яблонской начался новый творческий подъем.

ТРОЕ ДОЧЕРЕЙ. К этому времени Татьяна рассталась с мужем-художником Сергеем Отрощенко, родив в этом браке двух дочерей — Елену и Ольгу. Художник Армен Атаян стал ее вторым супругом. У них родилась дочь Гаянэ, но и этот союз распался. Когда Гаюшу надо было отдавать в художественную школу, учить ее рисовать Татьяна решила сама. Но почин был не понят. "Оля сказала, что я не имею права это делать, так как в живописи ничего не понимаю. Меня это, конечно, возмутило. Получается, что в глазах большинства я — один из талантливейших живописцев, а по мнению собственной дочери — в живописи ничего не смыслю". Но мама прислушалась к дочке, и мы получили ту Яблонскую, которую обожаем и знаем сейчас. Ольга стремилась заполнить всю пространство картины мельчайшими детальками, а Татьяна Ниловна поначалу характеризовала свою работу как пустую раскраску. "Начались мучения, слезы, неверие в свои силы. Оля объясняла, ругала. И вот я стала прозревать. Появились давным-давно забытые ощущения живой, материальной, красивой живописи..." Все дочери Татьяны Ниловны связали свои судьбы с изобразительным искусством. Все три позировали ей, а старшая, Елена, с помощью маминой картины даже устроила свою судьбу. Это была картина "Утро". Елена учиться живописи поехала в Москву, в Строгановку. И там один из студентов вдруг увидел живую девушку с его любимой картины, репродукция которой висит у него в комнате как образец настоящего мастерства! Парень признался, что именно благодаря ей он решил стать художником. У них начались отношения, и они поженились. Побывав на родине супруга, Елена смогла убедиться, что в далеком городе у ее избранника действительно висела репродукция работы ее матери, на которой была изображена она.