24 октября 1911: 100 лет великому и ужасному Райкину

24 октября 2011, 10:36
Благодаря этому дню мы получили гениального юмориста Аркадия Райкина.

100 лет назад родился Райкин

Актер, режиссер, сценарист, юморист, народный артист СССР родился в Риге в набожной еврейской семье портового бракера строительного леса. У Аркаши было две младшие сестры и брат. Когда ему исполнилось 11 лет, они переехали в Ленинград. Там он окончил техникум сценических искусств, снялся в двух фильмах, но успеха добился в Москве, выступив с танцевально-мимическими номерами "Чаплин" и "Мишка" на 1-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. После этого успеха его приняли в труппу Ленинградского театра эстрады, а спустя три года он стал в нем худруком.

Он выступает на радио и ТВ, аудиозаписи его миниатюр — нарасхват! Но в жизни он не был смешливым душкой. Работавший с ним Роман Карцев говорил: "Райкин решал все — вопросы квартиры, зарплаты, ролей, гастролей. Он требовал колоссальной дисциплины и был в этом жестким человеком". Это был театр одного актера. Михаил Жванецкий, писавший для Райкина, утверждал: "Это был гениальный великий игрок и все в "команде" подавали ему мячи. Он не терпел, если кто-то забивал. Играть — играй, но не забивай. Играй на меня, а забивать буду я, только я знаю, как это делать. Забивал он изумительно, красиво, гениально. Мы ему подавали...".

Реклама

Женой Аркадия Исааковича была актриса Руфь Иоффе, в домашней обстановке — Рома. "Для папы на первом месте всегда был театр, а уж потом мама, дети и все остальное, — вспоминала дочь артиста Екатерина. — И это притом что маму он любил безумно. Мама сама была хорошей артисткой, но всю свою жизнь посвятила только папе. Он был обаятельным мужчиной, и многие женщины вешались на него. А он, как истинный мужчина, не всегда мог отказать. Мама — мудрая женщина: об этом догадывалась, но все ему прощала. Она знала, что без нее ему никак". Когда Райкину в Ленинграде стало неуютно, он попросил Брежнева о переезде в Москву. И в 1982 году Райкин стал москвичом, а его театр — Государственным театром миниатюр.

"Квартиру в Благовещенском переулке папе дал Леонид Ильич, — рассказывала дочь актера. — На одном банкете Брежнев ухаживал за мамой. Папа приревновал ее. А на следующий день началась война... Четырехкомнатную квартиру в Москве выбрал отец. Она была ужасная. Энергетическая дыра просто. Мама и папа в ней мучились, а брат отказался там жить"... Когда-то, еще в Ленинграде, три сатирика писали репертуар великому Райкину под псевдонимом "Настроевы" (нас трое). Вдруг замигала настольная лампа. Один из писателей предложил: "Аркадий Исаакович, я починю! У вас в доме найдется паяльник?" "Кецелэ майнэ (по-еврейски "кошечка моя"), — грустно сказал Райкин, — если бы у меня был паяльник, разве я стал бы заниматься всей этой ерундой!"