29 августа: спас нерукотворный, ореховый и хлебный

29 августа 2011, 12:07
Ныне знаменитое и такое необычное изображение святого лика было, по сути, самой первой иконой.

О происхождении реликвии есть две версии

Именно с нее началось иконопочитание. О происхождении реликвии есть две версии.

ПОМОЩЬ ЦАРЮ. Восточная версия имеет сирийские корни, о чем свидетельствуют документы, найденные в IV веке в Эдессинском архиве. Из них стало известно, что царь месопотамской Эдессы (современный турецкий Шанлыурфа) Авгарь V Уккама страдал проказой. Услышав о чудесных исцелениях Иисуса Христа, он поверил в силы Спасителя и послал к нему своего живописца с письмом, в котором просил прийти и исцелить его. Кроме того, художник должен был нарисовать портрет Учителя. Когда посланец добрался в Иерусалим, к Иисусу он даже приблизиться не смог из-за огромного количества людей, слушавших его проповедь. Тогда художник взобрался на камень и издали с возвышения попытался нарисовать портрет, однако все попытки изобразить Христа остались безуспешными. И вдруг Спаситель сам позвал его, назвав по имени. Христос вручил письмо для Авгаря, в котором давал ему наставления, и обещал послать царю для излечения одного из своих учеников. Затем Иисус попросил убрус (полотенце) и отер им свое только что умытое лицо. На полотенце появилась "фотография" Христа — чудесным образом отпечатался его лик. Так он выполнил просьбу Авгаря о портрете. Художник доставил и послание, и убрус. Царь почти исцелился, лишь небольшие следы болезни оставались на его лице. Полное исцеление пришло после крещения Авгаря одним из 70 учеников Христа Фаддеем, посланным апостолом Фомой уже после воскресения Иисуса.

Реклама

ГДЕ УВИДЕТЬ? Нерукотворный образ Христа как великая святыня находился над главными воротами Эдессы, пока реликвию не похитили мусульмане. Выкупил ее византийский император Михаил III. По другой версии, святыню выкупил у Эдессы император Константин VII Багрянородный и 29 августа 944 года торжественно перенес в Константинополь, тогда же и был установлен праздник в честь Спаса нерукотворного. Но реликвия не дошла до наших дней — во время IV Крестового похода 1204 года корабль, перевозивший икону, потерпел крушение.

Сегодня наиболее близкими оригиналу считаются Образ Спаса Нерукотворного из римского храма Сан-Сильвестро-ин-Капите, находящийся сейчас в капелле Санта-Матилда в Ватикане, и икона, хранящаяся с 1384 года в церкви святого Варфоломея в Генуе. Оба холста укреплены на деревянных основах, имеют одинаковый формат (приблизительно 29x40 см) и закрыты плоским серебряным окладом, прорезанным по контурам головы, бороды и волос Спасителя.

ПУТЬ НА ГОЛГОФУ. Западные версии легенды о появлении Спаса Нерукотворного возникали среди монахов-францисканцев. Различные варианты сходились в одном — благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Так появилась реликвия, именуемая "плат Вероники". Лицо Иисуса проступало на нем на просвете. Хранится он в соборе святого Петра в Риме. Имя Вероника — это искажение латинского vera icon — истинный образ. Отличается западный Спас от восточного наличием тернового венца на голове Спасителя.

Реклама

Самой поздней из нерукотворных реликвий Христа является Туринская плащаница — посмертные пелены Иисуса, на которых он изображен в полный рост. Они были вывезены во времена крестовых походов в Европу и найдены в Турине.

ЧУДО ПОД ХАРЬКОВОМ. Пока среди ученых и теографов ведутся самые серьезные исследования на оригинальность изображения, с помощью списков с Нерукотворных образов творятся чудеса. К примеру, копию иконы Нерукотворного Спаса имел при себе Александр III во время крушения поезда у станции Борки в Харьковской области. Множество людей погибло тогда в катастрофе, чудом не пострадали император и члены его семьи. В благодарность был основан Спасов скит, воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса. При ските на Харьковщине когда-то существовала больница и дом для престарелых железнодорожников, школа и библиотека.

В народе праздник зовется еще Третьим — Ореховым и Хлебным — Спасом. К этому времени созревает лесной орех и заканчивается уборка хлеба. Также праздник именуют и Холщовым Спасом. Именно в это время проходили ярмарки, на которых торговали полотном. На Третий Спас улетали ласточки и журавли: "Если журавль отлетит к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а нет — так зима придет позже".