29 января 1932: родилась "полуторка"

29 января 2012, 09:19
80 лет назад появился грузовик-символ Великой Отечественной войны.

За время производства было изготовлено почти миллион грузовиков

Первый наш грузовик ГАЗ-АА получил прозвище "полуторка" за способность перевозить полторы тонны грузов (хотя на самом деле этот трудяга возил куда больше этой цифры). Он был копией американского "Форда" образца 1929 года. Мы не "слямзили" его, — права, технологии производства и оборудование для него передал СССР сам глава корпорации Генри Форд. Был заключен договор и о подготовке советских специалистов на его заводах. Претерпев различного рода ноу-хау, чтобы адаптировать американца к нашим дорогам, ГАЗ-АА стал отличаться от "звездно-полосатого" брата усиленным сцеплением, мощным рулевым механизмом, наличием воздушного фильтра, а спустя пару лет у него появился бортовой кузов. Кабина, выполненная из дерева и прессованного картона, в 1934-м была заменена на металлическую с дерматиновой крышей. "Полуторка" развивала скорость до 70 км/ч, причем ездить могла на любом топливе: и на бензине самого низкого качества, и на промышленных смазочных маслах, и даже на керосине. Номинальный расход горючки — 19,5 л на 100 км. Единственной проблемой был стартер. Заводской, с аккумулятором, максимум через полгода приказывал долго жить. Поэтому заводилась "полуторка" обыкновенной ручкой. Основное требование, предъявляемое к автомобилю в то время, — чтобы ездил. И он ездил, еще и грузы перевозил, порой вдвое превышая регламентированный тоннаж! Горьковский автозавод выпускал тогда по 60 грузовиков в сутки.

"Полуторка" — такой же символ победы во Второй мировой, как и танк Т-34. Именно она спасала людей, курсируя по Дороге жизни в блокадный Ленинград. Перегруженная, поднималась на возвышенности исключительно задним ходом (ведь подача топлива осуществлялась самотеком), доставляя в город на Неве еду и вывозя ослабленных детей и стариков. Помогала "полуторка" и налаживать жизнь. Эдуард Хиль в песне "Грузовичок-фронтовичок", посвященной именно ГАЗ-АА, пел: "С тобой в объезд и напрямик Прошел дорог немало я, Мой знаменитый грузовик, Полуторка бывалая… Хоть дел у нас невпроворот, Тебе признаюсь честно я: Уже давно с тобой нас ждет Девчонка интересная". Перестали выпускать "полуторку" в 1956 году. За время производства было изготовлено без малого миллион этих работяг.