29 мая 1891: родился король "штопора" Арцеулов

29 мая 2011, 10:54
В этот день в Ялте появился на свет смельчак, сумевший первым вылететь из "штопора"

Константин Арцеулов (справа). Крым, 1929 год

Человек, которому впервые в мире покорился смертельный "штопор", родился в Ялте 120 лет назад. Осенью 1916 года в Севастополе, где Константин Арцеулов готовил летчиков-истребителей, он впервые в истории русской авиации дважды намеренно ввел самолет в "штопор" и выравнивал траекторию полета.

Его отец был главным корабельным инженером Севастополя. Мать — четвертая дочь великого Ивана Айвазовского. Она мечтала видеть сына художником. "Я родился и вырос в Крыму. Детство провел в доме моего деда". Знаменитость во время работы никого в мастерскую не пускал. Единственным человеком, который видел, как работает его дед, был внук Костя. А вот другую родню маринист у себя в "офисе" не терпел. И неслучайно. Как-то его картину "Среди волн" посмел раскритиковать зять, папа Арцеулова. Сказал, что лодка нарисована неправильно. Айвазовский отреагировал бурно. Но на следующий день Костик обнаружил, что лодки на картине больше нет, а с ней в мастерской художника — и папочки...

Реклама

Свой первый планер Арцеулов построил в 13 лет! В Первую мировую совершил около 200 разведывательных полетов и провел 18 воздушных боев. Однажды сбили наш самолет. Кто-то сказал: "Арцеулов". Все газеты вышли с некрологами. Отовсюду в собор, где отпевали аса, стали съезжаться летчики, и вдруг появился живой Арцеулов! Потом, за 5 минут до исторического выполнения "штопора", он скажет: "Я ничем не рискую, я уже отпетый".

Его учениками были великие Михаил Водопьянов и Валерий Чкалов. Арцеулов посещал кружок "Парящий полет" и в 1923-м получил диплом парителя №1. Туда приходили все, кто интересовался планеризмом: Олег Антонов, Яковлев, Ильюшин. Своих товарищей-планеристов Арцеулов сманил устроить тренировочную базу в Коктебеле любимого Крыма, где подружился с Максимилианом Волошиным. Летчик показывал ему, что такое "восходящие потоки", которыми пользуется планерист, заставляя бросать со скалы шляпу. В 1933-м король "штопора" по доносу был репрессирован и осужден к высылке в Архангельск на три года. Но не раскис. Работал там мотористом на катере, конструктором судостроительного бюро, художником-проектировщиком архитектурной конторы Госзеленстроя, оформлял набережную Северной Двины. В те времена настоящим мотористом считался человек, измазанный с головы до ног, у которого вместо пуговиц болтики и проволочки. Остальные — пижоны. У Арцеулова чумазых не было. Даже моторные лодки блестели.

После ссылки в авиацию не вернулся. Работал, как мечтала мама, художником-оформителем. А еще он был превосходным рассказчиком и писателем. В рассказе "Случай" он описал, как молодой летчик получил от незнакомки записку — приглашение на свидание. Они встретились, завязались отношения. И в конце рассказа выясняется, что записку писала другая женщина... Блестящи его воспоминания о поездке в Армению: "Шеф-повар ресторанчика "Севан" спрашивал посетителей: "Шашлык делать, как вы любите или как я люблю?" И резюмирует все эпиграмма: "Вся жизнь моя изложена в анкете. Она прошла, чтоб написать анкеты эти".