8 июня 1947: весь Днепр стал судоходным

8 июня 2012, 06:30
До этого дня украинский щит осложнял вояж по первому в Европе трансконтинентальному транспортному коридору "из варяг в греки"

На дне Днепра казаки хранили свои трофеи

Третья после Волги и Дуная по длине и площади бассейна река Европы растянулась более чем на 2 тыс. км. Протяженность ее в Украине — 981 км. Скорость течения 0,3—1,2 м/с. Это дом для более 70 видов рыб. Днепр берет начало в российской глубинке — у села Бочарово Смоленской области, из небольшого болота Аксенинский Мох. Между Днепропетровском и Запорожьем Днепр пересекает Украинский щит. Эта природная преграда существенно осложняла вояж по первому в Европе трансконтинентальному транспортному коридору "из варяг в греки". Ликвидировала их плотина Днепровской ГЭС. И в 1947 году, когда заработал Запорожский шлюз, наша река стала полностью судоходной. А до этого легендарные пороги покорялись лишь казацким чаечкам.

Историк Дмитрий Яворницкий писал, что сам Господь Бог определил им там быть. И если бы не это обстоятельство, то турки давно бы навестили этот край. Казаки же беспрепятственно проходили на своих лодках вниз, а вверх против течения втаскивали их веревками.

Реклама

Об опасности Днепровских порогов предупреждал и германский посол Эрих Ласота: "Если судно натолкнулось на камень, оно немедленно погибало. Таких мест на Днепре — 12; если же причислить к ним еще одно — Воронову забору, то будет 13, на протяжении семи миль. Людей с наткнувшихся на камни судов спасали маленькие лодочки, называемые подъиздками".

Для казаков же Днепр с его порогами был не только убежищем, кормильцем и водной дорогой, но и банком. Они хранили на его дне свои трофеи, определяя место своей "сберегательной ячейки" по одним им ведомым приметам. "Каждый казак имеет в Сечи на островах свой тайный уголок, — писал французский военный инженер Гийом де Боплан. — Возвратясь с победой над турками, они делят добычу, и все, что ни получат, скрывают под водой. Почти на середине Днепра находится довольно большой остров с древними развалинами, окруженный более 10 тысячами мелких островов. Они разбросаны беспорядочно и заросли камышами. Они-то и служат притоном для казаков, которые называют их Войсковою Скарбницею, Казною. Все они потопляются весенним полноводием. Однажды на возвратном пути казаков с Черного моря преследовали турецкие галеры и проникли до самой Скарбницы; но там, в лабиринте островов, запутались и не нашли выхода. В протоках Войсковой Скарбницы казаки скрывали множество пушек, отбиваемых у турков". Кладом казак пользовался, если возвращался из похода живым, но так было не всегда, так что множество сокровищ уходили в ил и ныне хранятся на дне Днепра.

В 1775 году императрица Екатерина II казаков переселила на Кубань, а Сечь ликвидировала. Везти с собой все состояние было неосмотрительно. К тому же, покидая Хортицу, многие думали, что миграция — не ПМЖ, а "туризм", и что вскоре, "как помрет Потёмка" (князь Потемкин-Таврический), они вернутся на свою любимую землю. Поэтому кто-то оставлял "нажитое" в реке, кто-то пристраивал скарб под огромными камнями, кто-то — под вековыми деревьями. Отдавали они на "хранение" денежки и Великому Лугу — низине, одна из речек которой называлась Скарбной, то есть Кладовой, по весне она выносила на радость местным селянам золотые и серебряные монетки...