Актуальный Столыпин

19 сентября 2011, 18:25
100 лет назад в Киеве убили Петра Столыпина.

Это произошло в городском театре, на глазах у царя Николая Второго. Так закончилось пятилетнее пребывание Столыпина во главе российского правительства.

После поражения в войне с Японией и революции 1905 года стране остро понадобился человек, способный навести железный порядок и провести радикальные экономические реформы. Нашелся Столыпин, сочетавший в себе противоположные качества решительного жандарма, талантливого ученого-экономиста и блистательного менеджера. Он почти выполнил свою задачу: успешно боролся с революционно-террористической угрозой, вывел страну из кризиса и обеспечил новый подъем экономики. Он провел

Реклама

великолепную аграрную реформу, разрушил архаичную крестьянскую общину и создал целый класс эффективных землевладельцев.

Но его убили — причем, с одиннадцатой попытки. Это убийство подтверждает печальную истину, что настоящие реформаторы рискуют жизнью не меньше, чем революционеры. Реформаторов не любит никто. Их не любит народ, потому что люди по природе своей боятся любых перемен. Их не любят чиновники, потому что реформаторы заставляют думать, шевелиться, брать на себя ответственность и, что еще хуже, лишают привычных коррупционных кормушек. Но больше всего реформаторов ненавидят их близкие родственники революционеры. Ведь успешные реформы делают бессмысленной революцию и оставляют мало шансов оппозиции.

Столыпину приходилось преодолевать огромное сопротивление Государственной Думы, его действия саботировала бюрократия, его всячески клеймила интеллигенция — в том числе Лев Толстой, за ним постоянно охотились террористы. И здесь кроется еще одна актуальная мораль: успех реформ может быть обеспечен только высочайшей и непреклонной государственной волей — будь то воля царя, генсека, президента или правящей партии. Николай Второй такой волей не обладал, и дело кончилось очень плохо — для страны и для него.