Александр Омельченко: "Разве это была революция?"

31 октября 2007, 20:14
Экс-мэр Киева рассказал "Сегодня", почему он впустил пикетчиков в мэрию и планировался ли штурм здания в ноябре 2004-го.

Хлебосол. "Я на Майдан не ходил, но людей пожалел и пустил греться"

Александр Омельченко, экс-мэр Киева, по сути, тот человек, которому теперешняя власть многим обязана... Ведь именно он искусно молчал, когда в асфальт вбивали колья для палаток, он впустил погреться в мэрию сотни протестующих с площади, которые за несколько недель превратили админздание в большой лазарет. А ведь мог же стать в позу и выгнать людей с главной улицы страны. Закрыть все двери в мэрии и притвориться великим слепым и немым. В канун второй годовщины Майдана мы выяснили у Александра Александровича, ....

КАК ОМЕЛЬЧЕНКО ИСПУГАЛСЯ

Реклама

— Пойдете на Майдан на годовщину?

— Нет. Я и тогда ни разу не ходил ни на площадь, ни на трибуну, и сейчас не пойду. Как я могу идти на Майдан, если у меня есть своя позиция? Я никогда в своих высказываниях, репликах или даже в мыслях это событие революцией не называл. Революция — это когда меняется государственное устройство, как это было после Парижской или Великой Октябрьской. У нас — это было больше похоже на эволюцию, в умах, мыслях и сердцах людей. Ведь ничего не поменялось... Украина, как и прежде, осталась независимой. Вы загляните в словарь и прочитайте, что такое "революция". Помните стих? "На Майдані біля церкви революція іде..." А вот эволюция была... Правда, тогдашние идеологи, руководители и вожаки... Они же поругались буквально через полгода, показав всем, на что способны... И не просто поссорились, а горшки побили, все перегадились, "переговнячились" друг с другом.

— У вас есть прогноз на будущее?

Реклама

— Месяцев пять-шесть назад еду я в машине и слушаю радио, и вдруг слышу фразу: "Великая помаранчевая революция!". Я аж испугался... Думаю, ну ни хрена себе, во дают журналисты... Уже Великая Октябрьская была, а это Великая помаранчевая. Самое интересное, что у ведущего программы кто-то из дозвонившихся переспросил. А он опять: "Да, действительно, была Великая помаранчевая революция". Думаю, ну, блин, нужно кончать с этим делом, а то наступят: гражданская война, коллективизация, голодомор и повтор истории по спирали...

"НЕ ЖАЛЕЮ".

— Как себя вели депутаты Киеврады во время тех событий 2004-го?

Реклама

— Они выполнили свой долг. Ведь на Крещатик пришли 500 тысяч киевлян... Тогда состоялась сессия Киеврады, было принято решение о поддержке протестующего народа. В тот день часть депутатов Киеврады пришла в помаранчевых шарфиках. А, например, коммунисты не были в помаранчевом, также и социалисты, несмотря на то, что Александр Мороз в это время стоял на Майдане, представители фракции предпринимателей и промышленников от Анатолия Кинаха помаранчевыми не были. В основном, в "одежды революции" облачились представители "Нашей Украины" и БЮТ. Словом, зал был помаранчевым наполовину. А вот голосовали единогласно. Все 86 депутатов сказали "да" поддержке. Только, по-моему, четверо были против.

— От вас тоже многое зависело. Вы же могли дать приказ убрать палатки с Майдана?

— Дело такое... Главное, нужно было сделать так, чтобы эта массовая акция не стала жестким противостоянием и не привела к конфликтам, дракам, стычкам и хотя бы одной пролитой капле крови. Нам пришлось стать немного тактиками.

— Вы не жалеете о своих тогдашних решениях?

— Нет. О чем жалеть? Мы действительно хотели демократических начинаний и честных выборов. Кстати, "помаранчевая" часть депутатов Киеврады требовала принять решения сессии о признании президентом Украины Виктора Ющенко, причем добивались этого сразу после второго тура выборов. Мы обсудили этот вопрос и категорически не проголосовали за это решение. Как можно было это сделать, если дело было в суде?

Александр Марущак