Безопасная опасность Формулы-1

12 июня 2007, 20:41
Лишь после гибели Айртона Сенны организаторы гонок всерьез взялись за их безопасность

ГП Сан-Марино-1994. На скорости 220 км/ч Айртон Сенна врезался в бетонный отбойник. Кусок подвески пробил шлем пилота в области виска, что и привело к смерти

Страшная авария Роберта Кубицы на ГП Канада еще раз показывает насколько опасны и в то же время безопасны гонки Формулы-1. Лишь благодаря мерам безопасности, которые каждый год совершенствуются, пилот отделался царапинами. "А ведь лет десять назад авария, вроде той, в которую попал Роберт Кубица, могла иметь фатальные последствия", — говорит босс БМВ Марио Тайссен.

Но именно чуть более десяти лет назад ФИА и начала усиливать меры безопасность в автогонках. До этого смерть на Формуле-1 была обыденным делом. Пилоты разбивались, горели заживо в болидах, гибли и зрители под обломками машин... Но после 1 мая 1994 года все изменилось, международная федерация всерьез взялась за безопасность гонщиков. Причина столь резких шагов была более чем весомой — три смерти на Гран-при Сан-Марино. Причем погиб тогда Айртон Сенна — легенда Формулы-1.

Крутой поворот Тамбурелло, в котором разбился великий бразилец, в 1994 году гонщики проходили не снижая скорости. Сейчас это обычный вираж. С тех пор много трасс претерпели изменения, были убраны опасные участки. Ради снижения скоростей упразднили "слики", снизили объемы двигателей... Появились наращенные боковые стенки кокпита, во многом благодаря которым, а также слаженным действиям медиков, выжил после страшной аварии в Аделаиде-1995 Мика Хаккинен.

Также в Ф-1 была введена система защиты HANS (удерживает голову и шею гонщика в фиксированном положении при ударе). Именно она спасла жизнь нынешнему чемпиону мира Фернандо Алонсо.

Гран-при Бразилии 2003 года запомнился массой аварий. И вот после очередного столкновения в колесо, отлетевшее от болида Марка Уэббера, на полном ходу врезался Фернандо Алонсо. Болид испанца кинуло на защитный барьер, после удара об который он отлетел к противоположной стене и врезался в нее. Фернандо был доставлен в госпиталь. Но медики обнаружили у него только ушибы.

После чего технический директор "Рено" Пэт Симондс признал, что введенная в том сезоне система HANS спасла Фернандо Алонсо от серьезных травм: "Фернандо не получил характерных для подобных аварий повреждений шеи, и мы рады признать, что это произошло благодаря HANS"...

45 секунд пилот не боится огня. Безопасность пилота во многом зависит от надежности машины и его формы.
БОЛИД. Ни одна машина не сможет выйти на старт гонки, если не пройдет краш-тестов. Для предохранения пилота при переворотах позади кокпита расположены дуги безопасности. Вокруг шеи пилота находится съемный подголовник, который служит для защиты шеи при авариях.
В любой ситуации пилот должен иметь возможность покинуть болид не более чем за 5 секунд, для чего ему нужно лишь расстегнуть ремни безопасности и снять руль.

КОМБИНЕЗОН. Костюм пилота делается из нескольких слоев термостойкого волокна и является огненепроницаемым. Он дает пилоту около 45 секунд, что бы тот вышел из зоны огня. Ботинки и перчатки тоже выполнены из этого же материала. Одежда пилота, также как и шлем, должна выдерживать температуру в 800 градусов в течение 12 секунд.

ШЛЕМ. Как правило, шлем весит 1,2 кг и выполнен из стекловолокна. Обивка внутри шлема сделана из полистирола с подкладкой из номекса. Толщина защитного стекла примерно 3 мм. Оно может защитить лицо гонщика от предметов, летящих со скоростью 500 км/час.

Реклама

Первая смерть гонщика на этапах Формулы-1 зафиксирована в 1953 году. Во время Гран-при США умер американский пилот Карл Скарборо от перегрева организма.

В 1961 году на ГП Италии немец Вольфганг фон Трипс столкнулся с Джимом Кларком, машина немца вылетела за ограждения. Погибли 14 зрителей и фон Трипс.

В 1982 году во время квалификации ГП Бельгии кумир миллионов Жиль Вильнев передним колесом зацепил болид Йохена Масса, в результате чего машина Вильнева несколько раз перевернулась и рухнула на асфальт, а самого гонщика выбросило из кокпита. Жиль погиб...

Реклама

6 сентября 1970 года, в Монце, разбился лидер чемпионата австрийский гонщик Йохен Риндт. До конца сезона оставалось еще три гонки, однако они не внесли особых изменений в общий зачет. Риндт стал единственным пилотом Формулы-1, удостоившимся чемпионского титула посмертно.

Суеверие. №13 отсутствует в нумерации болидов Ф-1.