Брюссельские этюды

5 декабря 2011, 17:42
Евроинтеграция — это не просто слова, и она выходит за рамки резолюций и договоров

Очередной круглый стол на тему европейской интеграции Украины, организованный Институтом украинской политики в Брюсселе, совпал с принятием Европарламентом резолюции по Украине — резолюции более чем положительной. Участники круглого стола также демонстрировали более взвешенный, чем ранее, подход к украинской проблематике. Чувствовалось, что их уже в меньшей степени волнует дело Тимошенко: прагматизм победил эмоции. Также ощущается, что в Брюсселе боятся усиления России — в том числе за счет Украины.

На уровне обывателей отношение к Украине и украинцам тоже довольно положительное. По крайней мере, оно лучше, чем к русским. В знаменитом "Toonе" — средневековом кукольном театре, а ныне — культовом ресторанчике, где наливают пиво "Kwak", — множество туристов. Один из посетителей, выпив слишком много довольно крепкого пива, начал подходить к бельгийцам и демонстрировать свое радушие, почти по-дружески обнимая их. Один бельгиец просто взорвался от такого панибратства: "Russian?!" — вскипел он. — "No, Ukraine!". Бельгиец улыбнулся, агрессия сошла с его лица: "Oh, Ukraine! I’m sorry…". Ситуация анекдотическая, но красноречиво свидетельствующая о настроениях.

Реклама

Бельгия живет предрождественскими настроениями, вплетающимися в непростые будни — ярмарка вокруг монументального здания Биржи, елка и световое шоу на Гран Пляс — под музыку Моцарта, Штрауса, Чайковского. Распродажи в магазинах. Украшенные яркими гирляндами и шарами ресторанчики — а внутри вас усаживают возле камина и наливают чудесный глинтвейн… И я ловлю себя на мысли, что буржуазный Брюссель, напрочь лишенный изящества и романтики, город, где принимаются решения, делаются деньги и заключаются контракты, город с аляповатым писающим мальчиком и заточенной за решетку ужасной писающей девочкой — этот город стал намного ближе и роднее, чем Москва, куда в последнее время совсем не тянет… И ты понимаешь: евроинтеграция — это не просто слова, и она выходит за рамки резолюций и договоров. Она — на уровне эмоциональных ощущений.