СТОЙ, ЗОНА КТО! ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧЕЧНЮ

5 апреля 2007, 22:06
Память о прошлом в Чечне истребляют с помощью денег, пропаганды и массовой застройки

На протяжении последних 13 лет, с самого начала первого военного конфликта на территории республики, Чечня была словом, которым пугали детей и взрослых. Это даже зафиксировано на так называемых "пленках Мельниченко", где голос, похожий на голос бывшего президента Украины Леонида Кучмы, говорит о том, чтобы продать журналиста Гонгадзе "чеченцям". Сейчас в Грозном и Москве власти активно работают над тем, чтобы изменить образ опасной республики и мятежных чеченцев. Причем если в Москве эта работа ведется с помощью СМИ, то на месте, в Чеченской республике, которую из зоны военных действий переименовали в зону контртеррористической операции (сокращенно — КТО) свое слово говорят деньги, строители и наружная реклама с ликами нового президента Рамзана Кадырова.

ПРОЩАЙ, ПРОШЛОЕ! Масштабы реконструкции Грозного могут поразить воображение любого. За последние три месяца компания "Чеченстрой" полностью реконструировала центр города, полностью разрушенные дома просто снесли, те, которые было возможно восстановить, отштукатурили, сменили оконные рамы и перекрыли крышу. Главный проспект города — проспект Победы, переименовали в проспект Ахмата Кадырова, отца нынешнего президента. На месте бывшего дома правительства, который в 1994—1996 года защищали сторонники Джохара Дудаева, разбит сквер, в центре которого памятник Ахмату Кадырову, а напротив, на месте бывшего "Детского мира" — строится огромных размеров мечеть, где под куполом трудятся турецкие специалисты. Власти утверждают, что она будет самой большой в Европе. Нигде ни строчки, ни упоминания о тех годах, когда республикой правили лидеры, желавшие отделения территории от России. Местные жители неохотно говорят о тех временах, так, как будто их не было. Складывается впечатление, что травма войн оставила такие глубокие следы в их сердцах, что для того, чтобы разговорить их, кажется, необходим психоаналитик. Разговаривая с журналистами, городские единодушно одобряют перемены, а из Грозного в горные селения выехать журналистам очень проблематично. Без сопровождения работников спецслужб — нельзя.

Реклама

АМНИСТИЯ И НЕПРИМИРИМЫЕ. Ситуацию в Чечне можно назвать мирной, открытого сопротивления власти не видно, никакой оппозиции партии "Единая Россия", которая всецело поддерживает нынешнего главу республики — нет. "Да у нас сейчас спокойнее, чем в соседней Ингушетии. Там даже у президента родственников воруют", — сказал "Сегодня" Иса, работник местного отделения ФСБ. По его словам, оставшиеся боевики (их возглавляет Доку Умаров), не согласились на кадыровскую амнистию и не перешли на работу в милицию и прокуратуру, сейчас чувствуют себя очень плохо, лишены финансирования и способны только на отдельные вылазки. Впрочем, если верить официальным сводкам, "вылазки" эти происходят практически каждый день. По сравнению с боевыми действиями прошлых лет, разница в том, что в столкновениях погибают в основном чеченцы, непримиримые боевики-"умаровцы" и сотрудники МВД Чечни, которых до воцарения Рамзана называли "кадыровцами". Впрочем, к партизанам пощады нет, их истребляют без суда и следствия.