Допинговая петля

12 июля 2007, 20:01
"Тур дэ Франс" перестает быть престижным. Виной всему допинг

24 июля 1998 года. Сидячая забастовка на "Тур де Франс". Фото REUTERS

Перед стартом нынешней "Тур де Франс" всех спортсменов проверили на допинг. Проверяют и во время соревнований. Пока ничего не нашли. Но это пока... Ведь уж слишком много грязи окружало в последние годы "Тур де Франс", чтобы поверить — сейчас все будет чисто. Даже директор велогонки Кристиан Прюдомм сомневается: "Я не могу гарантировать, что на "Туре" не будет допинговых проблем". Именно из-за них от "Большой петли" уже отворачиваются спонсоры, телекомпании... Престиж ее падает. А виной всему два крупнейших скандала, потрясшие мир велоспорта в последнее десятилетие.

1998 ГОД. В машине технической поддержки команды "Фестина" обнаружено 400 (!) доз запрещенных препаратов. Команду дисквалифицировали, а для борцов с допингом — это был сигнал к действию. Начались облавы на представителей команд, полиция среди ночи врывалась с обысками в их номера. И так от этапа к этапу. В конце концов, нервы гонщиков не выдержали. И перед очередным стартом пелотон уселся на асфальт. Забастовка задержала старт на полтора часа, что обошлось организаторам в несколько миллионов франков. Спортсменам пообещали, что охота на ведьм прекратится. Но уже накануне следующего старта арестовали "технички" команд ОНСЕ и "Келме". В знак протеста гонщики всю дистанцию преодолевали, чуть ли не пешком, а финиш пересекли, взявшись за руки. Ту многодневку, впоследствии названную "Тур де Фарс", выиграл Марко Пантани, который как выяснилось позже, также принимал допинг.

Реклама

2006 ГОД. Под подозрение WADA попали чуть ли не все фавориты "Большой петли". Буквально перед самым началом состязаний французская полиция обыскала базы команд, где нашла запрещенные препараты и емкости с замороженной кровью. В ходе расследования отлучили от "Тура" — Ивана Бассо, Яна Ульриха, Франсиско Монсебо... Не вышла на старт вся команда "Астана" с ее лидером Александром Винокуровым. Ну казалось бы, сделали благородное дело — теперь все будет по справедливости. Но не тут то было.

КТО ЧЕМПИОН? В 2006-м Флойд Лэндис триумфально въехал на Елисейские поля. Ему уже прочили славу Лэнса Армстронга, как грянул гром. Уровень тестостерона в организме Флойда превышал все разумные нормы. Команда "Фонак" вышвырнула Лэндиса, организаторы "Тура" грозились больше никогда не пускать его на многодневку. Но прошел год, а вина Флойда не доказана.

Не решен вопрос и с чемпионом 1996 года. До последнего времени никто не подвергал сомнению победу датчанина Бьярне Рийса. Аж пока сам гонщик не проболтался: "Я принимал эритропоэтин, когда гонялся. Каждый день". Да и вообще, мол, вся наша команда "Телеком" принимала ЭПО. Рийс готов отдать свою желтую майку, да не знает кому. За ним ведь финишировал Ян Ульрих, из той же "Телеком".

Организаторы "Тура" заявили, что больше не считают Рийса победителем, но Союз велосипедистов не хочет ворошить прошлое. Да и что ворошить. А вдруг таки найдутся доказательства, что и Лэнс Армстронг принимал допинг, в чем долго убеждала французская "Экип". Что тогда? Пересматривать результаты всех многодневок?!

"Гонщики сами не ведая переступают грань дозволенного"

Реклама

Почему самые громкие допинговые скандалы происходят именно накануне старта больших гонок, наподобие "Тур де Франс", нанося тем самым урон престижу многодневки? Этот вопрос мы задали главному тренеру сборной Украины Николаю Мырзе.

"На сегодняшний день такие гонки как "Джиро д'Италия" и "Тур де Франс" — это спектакль, шоу. Посему определенный ущерб от подобного рода "рекламы" есть. Но это уже больше должно беспокоить организаторов гонок, а не сотрудников антидопинговых агентств, — рассказывает Мырза. — Естественно, что перед крупными стартами и тщательней проверяют. А то, что скандалы получают большую огласку, так это СМИ перед подобными многодневками в большем объеме акцентируют внимание на таких событиях... Но стоит признать, что по отношению к велоспорту Всемирное антидопинговое агентство (WADA) очень внимательно. И подобное внимание не ко всем видам спорта. Дело в том, что спортсмены преодолевают большие расстояния и переносят серьезные нагрузки. К примеру, средний этап "Тур де Франс" — около 200 километров, а этапов более 20-ти и выносить такие нагрузки без восстановителей крайне сложно. Еще сложнее на сегодняшний день определить, где восстановитель, а где допинг. Грань очень тонкая. Вчера одни составляющие не были запрещены, а сегодня уже в черном списке и наоборот. Посему многие спортсмены и сами того не ведая переступают эту грань...

Как бороться с допингом? Я думаю, надо просто сократить дистанции этапов. Ведь не обязательно спортсмены должны проезжать 200 и более километров. Когда они будут проезжать порядка 150 километров, не будет такой необходимости пользоваться мощными восстановителями.

Ловят ли по "заказу"? Не думаю. У нас почти нет команд, где собраны спортсмены одной национальности. Много легионеров почти во всех "конюшнях". Так что искать политику тут не стоит".

Чашу терпения переполнил коньяк

История допинговых скандалов на "Тур де Франс" берет свое начало с 1967 года. Тогда прямо во время гонки, при подъеме в гору, умер английский велогонщик Томми Симпсон. Причина смерти — полное истощение организма. Перед началом того рокового этапа гонщик выпил коньяк и принял мощную дозу амфетаминов.

Любопытное совпадение, но первый случай применения допинга в спорте был зафиксирован в 1886 году. Тогда также во Франции английский велосипедист умер во время соревнований. Причиной летального исхода также была передозировка запрещенных препаратов.

Трагедия же на "Тур де Франс"-1967 стала последней каплей, переполнившей чашу терпения МОК. Начиная с Олимпиады-1968, спортсменов начали проверять на допинг.

Реклама

Гончар будет судиться

Напомним, что перед стартом "Тур де Франс"-2007 пострадал и наш Сергей Гончар. Украинец был уволен из немецкой команды "Т-Мобиле" по подозрению в употреблении запрещенных препаратов. Но доказательств нет, посему Сергей намерен судиться со своей бывшей командой.