Европейская Дилемма

21 января 2008, 15:55
Введение механизма принуждения депутата под угрозой потери мандата или судебного преследования голосовать вопреки собственными убеждениям может иметь результатом исключение Украины из Совета Европы.

На этой неделе Верховная Рада намерена принять в первом чтении законопроект о лишении депутатов льгот, а в Конституционный суд будет направлен проект изменений в Конституцию, касающихся отмены депутатской неприкосновенности. Оба этих действия инициированы оранжевой коалицией.

Особый интерес вызывает предложение ввести уголовную ответственность за высказывания депутатов в стенах парламента и по итогам голосования. То есть, если депутат нарушит правило императивного мандата и вдруг проголосует иначе, чем ему скомандовал лидер фракции, то его могут не просто изгнать из парламента, а еще и в тюрьму посадить. Почему это делается – понятно. Лидеры правящей коалиции, которая имеет лишь на два голоса больше, чем минимально необходимо для принятия решений в Раде, намерены гарантировать себя от любых проявлений самостоятельности со стороны отдельных депутатов.

Реклама

И все бы хорошо, только к демократии все это уже никакого отношения не имеет. Депутат, лишенный права собственного голоса (мы уже не говорим о минимальных гарантиях неприкосновенности и обеспечении его деятельности), уже не депутат. Парламент, составленный из таких депутатов, — не парламент. В основополагающих документах Совета Европы, в частности, записано, что право свободного волеизъявления (индемнитет) является непременным условием независимого парламента. Таким образом, введение механизма принуждения депутата под угрозой потери мандата или судебного преследования голосовать вопреки собственными убеждениям может иметь результатом исключение Украины из Совета Европы — как это сделано, например, в отношении Белоруссии и приблизительно за то же самое.

Налицо острый конфликт целей и средств. Оранжевая коалиция точно указывает цель своего "украинского прорыва" — это прорыв в Европу. Однако европейские же правила демократии могут не дать этому "прорыву" случиться. Придется им как-то изворачиваться.