Гонка на трассе Фудзи: 30 лет спустя

28 сентября 2007, 12:34
В воскресенье после тридцатилетнего перерыва на знаменитой трассе Фудзи пройдет Гран-при Японии в Формуле-1

Фото AFP

В субботу и воскресенье все внимание поклонников Формулы-1 будет приковано к Стране восходящего солнца, где состоится знаменитый Гран-при Японии, результаты которого частенько решали исход чемпионатов. В этом году гонщики спустя 30 лет выступят на знаменитой трассе Фудзи, история которой началась в 1965 году. Изначально в предгорьях самого высокого места Японии Фудзиямы планировалось построить овал в американском стиле, но на этапе строительства бэнкинга закончились деньги, и от первоначального проекта пришлось отказаться.

Лишь после реконструкции трассы, в результате которой были включены скоростной и опасный бэнкинг, в 1976 году на Фудзи пригласили гонщиков Формулы-1. Однако пилотам дистанция в 4563 километра ужас как не понравилась. В результате разразился скандал. В день гонки лил сильный дождь, и гонщики попросили перенести старт, однако организаторы, повязанные контрактами, отказались. В итоге четверо гонщиков, в том числе и лидировавший в том первенстве Ники Лауда, отказались выйти на старт, а победителем стал Джеймс Хант.

Казалось, что хуже такого дебюта трассы не придумаешь, однако это было только начало проклятия Фудзиямы.

На следующем Гран-при в 1977 году произошла трагедия. "Феррари" Жиля Вильнева зацепила "Тиррелл" Ронни Петерсона, вылетела через ограждения и убила двух человек. Это событие потрясло весь гоночный мир. Решение руководства FIA было беспрецедентным, как когда-то решение УЕФА после трагедии на стадионе в Брюсселе: Формула-1 покинула Японию на десять лет.

Возвращение в Страну восходящего солнца состоялось в 1987 году, но теперь гонщиков принимала уже новенькая трасса Сузука, где в дальнейшем в течение двадцати лет решалась судьба чемпионата. Так бы все и продолжалось, если бы в 2000 году "Тойота" не выкупила 93% акций Фудзи и не объявила о серьезной модернизации старой трассы. В проект было вложено ни много ни мало $167 млн. При этом были получены гарантии Берни Экклстоуна о проведении Гран-при на Фудзи, тем более что средства обслуживания на Сузуке устарели и не могли конкурировать с новейшими азиатскими автодромами.

После подписания контракта было официально объявлено, что в 2007 году после 30-летнего перерыва Гран-при Японии пройдет на трассе Фудзи. Однако, чтобы Сузука не заросла после переезда плесенью, владельцы двух трасс договорились проводить национальный этап по очереди. В результате в 2008 году Формула-1 вернется в Сузуку.

Новая же трасса нынешним гонщикам по понятным причинам совсем не знакома, что еще больше подогревает страсти перед предстоящей гонкой. Результат может быть непредсказуем, ведь Фудзи исторически таит в себе много неожиданностей.

"Эта трасса в новинку для команд, и мы знаем о ней не больше остальных, – приводит слова Фернандо Алонсо. – В 2006 году я проехал здесь пару демонстрационных кругов с пассажирами, впечатление было приятным. Подобрать оптимальные настройки будет непросто, учитывая сочетание скоростной прямой с медленными участками. Я с нетерпением жду знакомства с новой трассой и уверен, что судьбу титула будут решать между собой все четыре гонщика. "Феррари" были сильны в Спа, мы – в Монце, и наша команда делает все возможное, чтобы хорошо выступить на Фудзи, в Шанхае и Интерлагосе. Мы еще можем выигрывать гонки и приложим все усилия, чтобы это произошло в Японии".

"Я пока не видел автодром Фудзи, но уверен – нас ждет интересная гонка. Судя по рисунку, на торможении в конце длинной стартовой прямой можно обгонять, хотя точной картины пока нет – все выяснится, когда мы приедем на трассу, – сказал второй пилот "Макларена" Льюис Хэмилтон. – Меня уже спрашивали, что я думаю о Фудзи. Честно говоря, я немного разочарован тем, что японская гонка пройдет не в Сузуке: я много слышал об этой легендарной трассе, но очное свидание откладывается – в следующий уикенд команды чемпионата познакомятся с автодромом Фудзи. Задача не изменилась, в чемпионате очень плотная борьба, и нам нужно заработать максимум очков, в идеале – выиграть гонку".

Однако вряд ли у "Макларена" будет все так, как они хотят, ведь на пятки им наступают гонщики "Феррари", которые, впрочем, тоже не знакомы с будущей трассой.

"Пока я знаком с Фудзи только по чертежам. Газеты пишут, что характеристики трассы не подходят нашей машине, но я знаю, как напряженно готовилась команда к предстоящей гонке, и надеюсь, что мы будем конкурентоспособны, – говорит Кими Райкконен. – Выбора нет, мы уступаем соперникам и должны побеждать. Сейчас трудно сказать, кто получит преимущество. Мы знаем, что пилоты "Макларена" очень сильны, они знают, что мы будем бороться до конца. Нам нечего терять, а они, очевидно, будут осторожны, посмотрим, чем все закончится".

Единственный, кто мало-мальски знает трассу из претендентов на победу, так это Ральф Шумахер.

"Я помню старую версию Фудзи по выступлениям в японской "Формуле Nippon", она мне всегда нравилась, и пейзаж там потрясающий – с горой Фудзи на заднем плане. Трасса впечатляет и сама, особенно теперь, после модернизации".

"На данный момент это один из самых современных автодромов Формулы-1, но в нем сохранены многие черты старой трассы – к примеру, длинная стартовая прямая. Настроить машину здесь будет непросто – прямая требует минимума прижимной силы, а медленные отрезки – максимума, – сказал Шумахер. – Мне нравилась Сузука, но выступать на новой трассе всегда здорово. Команда работает изо всех сил, чтобы в эти выходные добиться наилучшего результата, и я с нетерпением жду гонку".

Тем временем стало известно, что пилот "Уильямса" Нико Росберг потеряет десять позиций на старте Гран-при Японии из-за замены мотора на его болиде.

Как сообщает официальный сайт Формулы-1, в соответствии с правилами один мотор должен пройти две гонки перед заменой, однако на болиде Росберга он прошел только Гран-при Бельгии две недели назад.

Победители последних 10 гонок
2006 – Фернандо Алонсо ("Рено")
2005 – Ральф Шумахер ("Макларен");
2004 – Михаэль Шумахер ("Феррари");
2003 – Рубенс Баррикелло ("Феррари");
2002 – Михаэль Шумахер ("Феррари");
2001 – Михаэль Шумахер ("Феррари");
2000 – Михаэль Шумахер ("Феррари");
1999 – Мика Хаккинен ("Макларен");
1998 – Мика Хаккинен ("Макларен");
1997 – Михаэль Шумахер ("Феррари");
1996 – Дэймон Хилл ("Уильямс").

ТВ-трансляция
Квалификация: 07:50, Мегаспорт, Рен-ТВ
Гонка: 07:20 мск, Мегаспорт, Рен-ТВ