"Гонщику-одиночке "Джиро" не выиграть"

19 мая 2007, 00:14
О функциях грегари – помощников лидеров команд – в велогонках рассказывает участник "Джиро"-2004 Денис Костюк

Треть велогонки "Джиро д''Италия" уже позади. Впереди — горные этапы, в которых, по большому счету, и определится лучший гонщик "Джиро". И на этих участках во многом успех лидеров, в том числе капитана "Дискавери" украинца Ярослава Поповича, будет зависеть от их помощников, рабочих лошадок — грегари. В чем заключается работа грегари рассказал "Сегодня" Денис Костюк, знающий эту кухню изнутри, поскольку выступал на "Джиро" в 2004 году.

ПО-МАКСИМУМУ. Перед стартом гонщики садятся и обсуждают стратегию на гонку. Первая задача грегари — довести лидера до гор. Если допустим 100 км — равнина, то более мощные гонщики, которые не готовы ехать по горам, выкладываются по максимуму на равнине. А уже в горах два-три "горных" грегари "подхватывают" лидера и начинают помогать, оберегают, пытаются обезопасить от падений, защитить от ветра... Кстати, во время ветра грегари прикрывают лидера, и капитан ощущает на себе лишь процентов 80 силы ветра.

МОНОТОННОСТЬ. Гонщики, которые занимаются велоспортом первые лет пять, не всегда могут полностью раскрыть свои способности. Я когда начинал, то думал, что больше расположен финишировать. Но со временем, когда начинаешь ездить по 200 км, становишься щуплее, меньше, уже больше предрасположен к горам, монотонной работе. Тогда пропадает финиш, зато появляется качество стабильного гонщика. Правда, бывают и универсалы, которые хорошо ездят в горах и не плохо финишируют.

ВТОРЫЕ НОМЕРА. Помощники капитана — это потенциально вторые номера команды, которые могут задавать темп всю гонку. Но, если ты сам силен и ничем не хуже Саволделли, Бассо, то все равно не сможешь без помощи команды у них выиграть... Почему? На ветру больше сидеть будешь, сам справляться с поломками, с питанием... В общем на этапе будешь растрачивать свою энергию процентов на 40 больше, чем они.

ПОДСТРАХОВКА. Возле лидера всегда должны быть пару грегари на подстраховке. В случае падения, поломки... Допустим, если лидер упал, то с ним обязательно останавливается три человека, а может и вся команда. Смотря, как едет пелотон... Если едут не в сильно быстром темпе, то двоих-троих помощников достаточно, чтобы догнать группу.
Бывает прокол колеса, а "техничка" далеко. Тогда два гонщика останавливаются возле лидера, и один отдает капитану свое колесо или даже велосипед, чтобы тот не ждал, когда подвезут запасной и не терял драгоценные секунды... Кстати, помогать партнеру по команде, толкая руками, запрещено.

ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ. Судьи передают по рации тренерам об опасных участках на трассе, о завале, масло может потечь... Иногда бывает, что информация успевает дойти до команды, иногда нет, посему грегари всегда должны быть сконцентрированы. Ведь лидер в это время может пить воду, кушать либо разговаривать. И простое невнимание его помощников может привести к падениям...
 
ОБЕД. Примерно посредине каждой гонки есть пункт питания, протяженностью километр. Там персонал каждой команды держит уже наготове сумочки с питанием — печенье, бисквиты, бананы, энергетики... Перед пунктом питания темп гонки снижается, спортсмены на ходу хватают сумки и кушают. А потом эти сумки выбрасывают фанатам, как сувениры... Если капитан по какой-то причине не успел схватить сумку, то об этом говорит грегари и тот ему подвезет. Это может произойти и после пункта питания. Бывает, что лидер вновь проголодался, и тогда грегари едет к "техничке" и берет для него провиант.

ФИНИШ. На последних метрах дистанции все прекрасно знают, кто финишер. Их уже ведут грегари. И одиночке туда вклиниться практически невозможно. Даже если ты готов финишировать первым, тебя все равно будут отталкивать, касками бодаются, бьют локтями по рулю, мол, мы работаем на лидера, а ты мешаешь. Я сам с таким сталкивался. Я чувствовал, что могу финишировать в первой десятке, но туда тяжело вклиниться, если на тебя никто не работает. А если же соперники видят, что тебя ведут, то пропускают. Выиграть финиш одиночке реально, если ты на две головы сильнее.
 
СОЛИДАРНОСТЬ. Негласное правило велогонщиков — всегда помогать друг другу. Если ты не делаешь подлости, то и тебе не будут подкладывать свинью. Если ты "виляешь" на трассе, то должен помнить, что за тобой всегда едет гонщик и он может упасть, образовав тем самым завал. В который может попасть и твой лидер. Посему всегда нужно показывать прямолинейную езду. Допустим, если впереди яма, то ты всегда будешь рукой сигнализировать тем, кто едет позади.
Также в отрыве, когда гонщики видят, что приближается команда, которая работает на лидера, то просто неудобно их не пропустить. Почему идут в отрыв? Это может быть тренерский каприз. Наставник хочет видеть свою команду впереди, а может эту гонку будет спонсор смотреть по телевизору...
 
ПЛОХАЯ РЕКЛАМА. Порой между гонщиками случаются стычки. Допустим, грегари не поделили позицию. Оба работают на лидера, хотят быть впереди... Бывает за километр до финиша могут в борьбе, азарте, попихаться, а потом после финиша еще и покричать друг на друга. Но уже на следующей день смеются над свои поведением: мол, помнишь, как мы вчера пободались... Но лидера толкнуть — я себе такого не представляю. Ты же защищаешь цвета команды, а это для нее плохая реклама...

СПЛЕТНИ. Помимо основных обязанностей грегари, они еще и собирают все сплетни по ходу гонки и рассказывают лидеру. Допустим, перед началом этапа какая-то команда разработала необычную тактику на гонку, например, атаковать на определенном участке. Для многих это секрет. Но у каждого гонщика есть друзья, знакомые в разных командах. По ходу гонки все ж общаются между собой. Кто-то где-то обмолвился, намекнул и пошло-поехало... Вот грегари и собирают такую информацию, что также может помочь в гонке...