Интервью Муриньо: ни слова о Шевченко

9 августа 2007, 15:26
Жозе Моуринью дал интервью клубному телеканалу, где рассказал о новых игроках, о мотивации футболистов и об эволюции роли футбольного тренера

Жозе Муриньо ответил на вопросы клубного телеканала. Фото AFP

В среду Жозе Муриньо был специальным гостем в программе "Большое Интервью" на "Челси-ТВ", где в течение получаса отвечал на вопросы Нила Барнетта. В частности, он рассказал о новых игроках, о мотивации футболистов и об эволюции роли футбольного тренера.

- Жозе, к началу этого сезона в составе команды не так много изменений. Может, даже меньше, чем со времени 2002 года?
- Да. Стабильность. Стабильность и хорошая работа, потому что в большинстве случаев наш выбор оправдывает себя. Игроки хорошо адаптируются. Клуб доволен своими игроками, игроки довольны клубом. Клуб хочет, чтобы все эти игроки остались, и игроки хотят того же. Сейчас у нас отличный и дружный состав, который при этом еще и отлично играет в футбол. Это также и семья, и я думаю, что при таких условиях мы на очень многое можем рассчитывать.

- Насколько важно вводить в команду "свежую кровь"?
- Это зависит от того, что имеем в виду под "свежей кровью". Иногда это значит, что нужно встряхнуть команду, привести новых игроков, и создать тем самым здоровый конкурентный дух. Не думаю, что сейчас это было необходимо. Сейчас нам просто нужно было обезопасить себя от возможных неприятностей, например таких, с которыми мы столкнулись в прошлом сезоне.

Из всех новичков только Писарро сильно отличается по манере игры. Если мы собираемся играть много матчей с двумя форвардами, то такой нападающий как Клаудио нам очень пригодится – он не похож на Шеву, Дидье и Калу.

Сидуэлл, Бен Хаим и Малуда призваны защитить нас от того, что случилось в прошлом сезоне. У нас были проблемы с центром защиты, так что мы взяли Бен Хаима. У нас были проблемы с вингерами – Арьен и Джо страдали от травм. Теперь у нас есть Малуда – прекрасный игрок. Также у нас есть Шон (Райт-Филлипс).

Нас ожидают проблемы с центральными полузащитниками в будущем, из-за Кубка Африки, так что мы взяли молодого английского парня Сидуэлла. Нашей команде не столько нужна была "свежая кровь", сколько нужна была защита от возможных неприятностей и потерь по ходу сезона. И конечно, новые игроки получат шанс не только в тот момент, когда нужно будет латать дыры в составе.

- Можно ли считать "свежей кровью" то, что игроки будут в нужной форме к началу сезона?
- Я думаю, тут свою роль сыграет высокая конкуренция за место в основном составе – у нас очень много хороших игроков. У нас есть игроки на каждую позицию. Они знают, что им придется соревноваться. Мы – семья, и мы хотим побеждать все вместе. Конечно, у каждого есть свои личные амбиции и свои личные цели. Каждый игрок знает, что ему придется биться за место в основном составе – на заслугах прошлых лет никто далеко не уедет. Они знают, что им придется каждый день доказывать свою квалификацию, потому что в противном случае у меня есть, кем их заменить.

- Игроки наверняка думают о том, что им понадобится какое-то время, чтобы застолбить себе место в основе?
- Я думаю, они мотивируют себя своими амбициями и мечтами. Здесь нет дураков. Все достаточно умные, чтобы понимать, что мы играем около 60 матчей за сезон, и никто не может принять участие во всех матчах без исключения. Все понимают, что если в начале сезона ты попадаешь в состав не так уж часто, то потом, доказывая свою квалификацию, ты играешь все чаще и чаще.

Кажется, в прошлом году каждый из моих игроков отыграл не менее 20 матчей. Они знают. Когда они приходят в "Челси", то прекрасно понимают, что здесь придется трудно. Но так же они знают, что мы участвуем во многих турнирах, доходим до полуфиналов и финалов, прогрессируем. Это значит, что мы играем очень много матчей, соответственно, ротация неизбежна. Игроки знают, что им придется нелегко, но знают, что шанс будет предоставлен всем.

- Это легче, чем строить практически новую команду, как вам пришлось в свой первый сезон в "Челси"?
- Я стараюсь наигрывать футболистов на их позициях, объясняю им принципы игры. Иногда я работаю с маленькими группами, но потом провожу ротацию, так что без моего внимания не остается никто.

Когда я разделяю игроков на группы, то не говорю, что вот эта группа – для меня, эта – для Стива, эта – еще для кого-то. Каждая группа работает и со мной, и со Стивом. Так было и на сегодняшней тренировке.

Я думаю, это нормально. Игроки знают, что все зависит от них самих. Они знают, что для меня ничего не значат громкие имена или какой-то там статус. Единственное, что меня волнует – это качество игры. Я честен с ними, и они все борются за то, чтобы быть в лучшей форме, за то, чтобы попасть в состав.

- Что помогает некоторым игрокам, например, Шону Райт-Филлипсу, выглядеть столь уверенно во время предсезонной подготовки?
- Ключ – в профессиональном подходе. Даже в тяжелые моменты он не сдается. Он всегда нормально воспринимает критику, и всегда готов учиться, развиваться, работать. Он никогда не довольствуется тем, что у него есть, и всегда хочет большего. В то же время он уважает других игроков, уважает тренера, и он всегда готов – ко всему. Он готов быть первым выбором тренера, готов сидеть на скамейке, готов даже выйти из игры.

Мы верим в него, он верит в нас. Ему самому нравится то, как он работает, он сильно развился в тактическом смысле, в плане игрового мышления. Это несомненно. Игроки любят его, и я думаю, это кому угодно добавило бы уверенности в своих силах. Я думаю, Шон – отличный пример для других людей.

- Тяжело ли быть таким профессионалом?
- Да, тяжело. Я думаю, что в таком большом клубе, как наш, клубе, который уважает своих игроков, дает игрокам лучшие условия для работы, защищает от возможных проблем – в таком клубе ты просто обязан быть настоящим профессионалом.

- Говоря о некоторых изменениях в тактических схемах, вы упомянули, что при схеме 4-4-2 предпочли бы играть с двумя вингерами?
- Для меня очень важна игра между линиями. Играя всего в две линии, ты плохо используешь пространство. Можно играть с двумя центральными полузащитниками, , двумя вингерами и двумя нападающими, и при этом создать третью линию. Например, вингер уходит вглубь, а крайний защитник уходит вперед. Один из нападающих отходит назад, второй делает наоборот, и получается еще одна линия. С тем, как мы работаем, я думаю, у нас это может получиться.

- Будем ли мы играть в более атакующий футбол?
- Цель – победа. Но если можно выиграть, показав при этом разный футбол, это лучше. Если команда готова играть с разными философиями, то мы должны сделать это.

В каких-то матчах мы должны будем играть на результат. Если вы скажете мне на групповом этапе Лиги Чемпионов, что для выхода в следующий тур нам нужна ничья – мы будем играть на тот результат, который нам нужен. В течение сезона нас ожидают такие моменты, но я надеюсь, что мы сможем насладиться разнообразным футболом и привнести что-то новое в нашу игру.

- Существует мнение, что тем тренерам, которые долго находятся в команде, труднее мотивировать игроков. Это так?
- Я думаю, что это так – для плохих тренеров. И это не так для хороших тренеров. Венгер – хороший тренер, Фергюсон – хороший тренер, я – хороший тренер, и я не думаю, что для нас это проблема. Мы эволюционируем. Тяжело, если нет эволюции в упражнениях, в методологии, если не меняются цели. Тогда твои слова больше не доходят до аудитории, нет мотивации. Но если ты постоянно привносишь в свою работу что-то новое, привносишь в каждом аспекте, тогда интерес только повышается.

Можем рассмотреть пример. Допустим, я ухожу в другой клуб, и делаю там все то же самое, что делал в свой первый сезон в "Челси". Для игроков это будет в новинку, и мне легко будет донести до них то, что я хочу. Но поскольку я хочу оказывать на них влияние постоянно, мне все равно придется постоянно эволюционировать. Я всегда придерживаюсь своей философии, но занятия, разговоры и те способы, которыми мы доносим информацию до игроков, должны постоянно меняться.

- А что насчет разговоров в перерыве между таймами?
- Я обычно провожу анализ того, что произошло в первом тайме, и говорю о том, что, как я надеюсь, может произойти во втором. В последние пять минут первого тайма я делаю заметки, и готовлю что-то вроде сообщения, которое буду пытаться донести до своих игроков. Другое дело – если мне нужно подготовиться к индивидуальному разговору с кем-то из игроков. Нужно выбрать верный путь, учитывая особенности личности игрока, учитывая его возможные реакции на мои слова. Так что думать приходиться все время.

- Скоро начнется новый сезон. Изменилась ли игра или ваша работа технически?
- Да, я думаю, английская игра изменилась. Я не могу сказать, что это произошло из-за иностранных тренеров, потому что их не так уж много. Я, Бенитес и Венгер. Недавно к нам присоединился Свен, но это все равно мало, так что дело не в иностранных тренерах.

Может, дело в иностранных игроках – их действительно очень много, они есть в каждой команде. У них другая философия, и я думаю, они оказывают влияние даже на английских тренеров. Также и на меня влияют английские тренеры. В игру проникли различные культуры, она стала менее британской.

Мы видим, что многие команды хорошо владеют мячом, многие играют между линиями, многие меняют тактику от игры к игре, отходя от привычной схемы 4-4-2. Многие команды играют с тремя полузащитниками, или с пятью игроками, оттянутыми к своим воротам. Я думаю, в игре стало больше тактического мышления. Мне кажется. Это лучше подготавливает английские команды к европейским матчам.

- Приближает ли это нас (англичан) к Лиге Чемпионов?
- Не думаю, что это случайность. Есть факты – за последние три года английская команда обязательно выходила в финал Лиги Чемпионов. "Челси" трижды доходил до полуфинала. Это неслучайно.

- Изменилась ли работа тренерская работа? Когда вы пришли в футбол, казалось, что вы многое хотели изменить.
- Я думаю, что футбол – это искусство, но и наука здесь может помочь. Если вы думаете, что в футболе науке нет места, тогда мы идем по неверному пути. Мы не можем забывать о том, что футбол – искусство, особенно когда речь идет об игроках. Да, в нашей работе важна интуиция, особенно в моменты давления, но без науки никуда – мы должны постоянно учиться.

Нам нужны люди, которые могут помочь нам в тех областях, где мы не являемся профессионалами. 20 лет назад у каждого был помощник тренера, затем появился тренер по фитнессу, затем – тренер вратарей. Если бы у меня был свой Андре Виллас (скаут) и свой Джеймс Мельбурн (аналитик), это было бы очень хорошо, и я думаю, что мы все двигаемся в этом направлении.

- Мы в Англии привыкли говорить, что футбол – простая игра. Это так?
- Она простая, потому что все понимают правила, многие играют сами, и именно поэтому эта игра завоевала сердца миллионов людей в Европе, Южной Америке и Африке. Эту игру легко понять, и в нее легко играть на любительском уровне, просто для своего удовольствия. Но на нашем уровне футбол отнюдь непрост, требования к игрокам огромны, и я думаю, что сейчас игра намного сложнее, чем была раньше.

- Вы так же полны энтузиазма перед новым сезоном, как и всегда?
- Да. Конечно.