Конституция Большого Бездельника

15 сентября 2007, 16:45
Академик Юхновский написал статью в "Зеркало недели" о проекте Конституции, который подготовила группа "выдающихся юристов" (так называет их сам Юхновский) под руководством Шаповала.

Это, собственно, и есть тот самый вариант изменений в Конституцию, который хочет протолкнуть президент, чтоб вернуть себе полномочия.

В проекте учтены две самые большие мечты Ющенко. Первая – руководить государством Одной Нации. Юхновский так описывает принцип, который должен быть заложен в Конституции: "Независимая Украина возникла как результат государственного самоопределения украинской нации. Это — истина, подтвержденная столетиями борьбы украинцев против национальных поработителей. Она проистекает также из универсального принципа расселения, из того, что коренная нация и заселенная ею территория представляют устойчивое естественное единство". Что из этого следует? А то, что любые поползновения русскоязычного населения по защите своих прав становятся антиконституционными и могут быть приравнены к государственной измене. А половина народа Украины, которая говорит не на украинском языке превращается в "некоренное население". Если эту норму введут, то последствия могут быть колоссальными (вплоть до раскола страны).

Реклама

Вторая мечта Ющенко – "всех назначать, всех критиковать, ни за что не отвечать". И она также отражена в проекте "выдающихся юристов". Юхновский сетует, что на президента прежняя Конституция 1996 года накладывала слишком большой объем полномочий. Ему приходилось формировать мощную администрацию, которая фактически дублировала функции кабмина. По новому проекту Конституции теперь головной боли у президента будет куда меньше. Зато у Ющенко появляются очень мощные рычаги на правительство (коих у него нет сейчас).

Главное: президент будет лично назначать и премьер-министра, и всех министров. Да, в проекте сказано, что премьера предлагает президенту на утверждение Верховная Рада, а министров (в том числе и силовиков) – премьер-министр. Но не надо быть Нострадамусом, чтоб предсказать: в проекте Шаповала не будет нормы о том, что президент ОБЯЗАН утверждать поданные ему кандидатуры. А то, как Ющенко умеет саботировать свои обязанности по внесению кандидатуры премьер-министра мы уже видели в прошлом году, когда президент с огромным скрипом внес кандидатуру Януковича (и то, обложив его кучей условий). То бишь, президент может внести, а может и не внести предложенную ему кандидатуру. И ничего с ним не поделаешь. Придется парламенту и премьеру предлагать только тех премьеров и министров, которые президенту понравятся.

Более того, президенту даются полномочия отменять решения правительства, которые касаются сфер внешней политики, обороны и безопасности (при такой размытой формулировке президент сможет отменять абсолютно все решения Кабмина, прикрываясь риторикой об "интересах обороны и безопасности").

Реклама

Итого, проект Конституции превращает президента в этакого Большого Бездельника. Он непонятно за что отвечает (ведь всеми делами занимается правительство), но все контролирует.

Но это еще полбеды. Главная беда – в том, что данный проект Конституции не только не решает нынешних проблем, но и максимально их усугубляет.

Главное противоречие, которое сейчас существует – это наличие двух центров власти в лице Кабмина и президента. В принципе, при неукоснительном соблюдении духа и буквы действующей Конституции, такой проблемы быть не должно – полномочия четко разделены (вообще-то, если честно, то проблема с нынешней Конституцией всего лишь одна – она очень не нравится Ющенко и он ее отказывается соблюдать. В любой другой цивилизованной стране, такая проблема была бы решена просто – президента "ушли" бы со своего поста. Но у нас – иная ситуация. У нас под конкретного человека (Ющенко) хотят менять Конституцию).

Реклама

Но, если уж защищать Основной Закон, как говорится, "от дурака" и чтобы даже теоретически исключить возможности для конфликта президента и премьера, то менять Конституцию нужно либо в сторону умножения на ноль полномочий президента (вплоть до отмены его всенародных выборов – как это почти повсеместно практикуется в ЕС), либо в сторону подчинения всей исполнительной вертикали власти президенту, при ликвидации поста премьера (как в США). Обе схемы имеют свои достоинства и недостатки. Как по мне, нам больше подходит европейская модель, чем американская (при последней в украинских условиях будет очень велик риск скатится к авторитарному правлению). Но обе позволят системе власти более-менее слаженно работать.

Но то, что предлагают наши "выдающие юристы" (руководствуясь, судя по всему, в первую очередь желанием удовлетворить личные запросы гражданина Ющенко Виктора Андреевича, ранее несудимого) закладывает потрясающий хаос в государстве. По сути, в стране по-прежнему остаются два центра власти – премьер (выдвигаемый парламентским большинством) и президент. Только теперь, президент получит законное право постоянно мешать работать правительству, отменяя его распоряжения, назначая или не назначая министров. Естественно, такое издевательство может стерпеть только премьер-марионетка. Без чувства собственного достоинства, без всяких амбиций и бесконечно влюбленный в президента. Либо наоборот – марионеткой может быть президент, а управлять им будет премьер. Но важно, что президент и премьер, чтобы власть хоть как-то функционировала, должны, как вытекает из проекта новой Конституции, составлять единое целое. В наших украинских условиях такое единое целое они могут составлять, разве что, будучи мужем и женой, братьями или сестрами (и то, не факт, что договорятся). В любом другом случае, жесточайший конфликт между премьером и президентом, и постоянный ступор всех ветвей власти обеспечен.

И, наконец, пожалуй, самое интересное, что есть в статье академика Юхновского: "Содержание этих поправок подготовить до 30 сентября 2007 года. При этом заключить конституционный договор, чтобы поправки к Конституции, принятые в начале первой сессии парламента нового созыва, вступили в силу сразу, до официального утверждения их на второй сессии Верховной Рады, как это должно быть согласно главе ХІІІ Конституции Украины" (правда, тут есть противоречие: чуть раньше Юхновский пишет, что Конституция должна вступить в силу в 2009 году – после выборов нового президента – видимо в Секретариате президента не пришли еще к единому мнению на сей счет).

Можно предположить следующее: президент попытается заставить принять новоизбранный парламент, на одном из своих первых заседаний, это творение "выдающихся юристов". Каким образом будет заставлять? Первое что приходит на ум: он откажется вносить кандидатуру премьера до того, как будут проголосованы изменения в Конституцию. То есть, вновь будет саботировать свои конституционные обязанности. И как на этот беспредел тогда отреагирует парламент? Будет сопротивляться или же согласится принять Конституцию, написанную, исходя из особенностей психологии одного конкретного человека?