На что надеялась Тимошенко?

22 августа 2011, 14:24
Победа Тимошенко на президентских выборах 2010 года стала бы началом колоссального передела собственности в стране.

Сегодня часто задают вопрос: а на что надеялась Тимошенко, заключая убийственные для Украины газовые соглашения? Ведь в том случае, если бы она победила на президентских выборах, ей пришлось бы столкнуться с катастрофическими последствиями своей газовой дипломатии в экономической и социальной сфере. Высокие цены на газ не только бы ударили по карману населения ростом коммунальных тарифов, но и привели бы к остановке энергозависимых отраслей промышленности, массовой безработице, бюджетному дефициту. Одни утверждают, что Тимошенко просто не думала о будущем, решая исключительно текущие задачи. Сомнительная мысль. Политики, не думающие о перспективе хотя бы ближайших лет, не дорастают до уровня премьер-министра. Некоторые говорят, что Тимошенко хотела провести, "кинуть" Путина после выборов, получив каким-то таинственным образом нужную для себя цену. Это полная чепуха. Путин меньше всего похож на базарного "лоха", которого можно "кинуть". Итак, на что же рассчитывала Тимошенко?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно посмотреть: а кто бы пострадал быстрее всех от новых цен на газ? Явно не Тимошенко и не её спонсоры, представляющие спекулятивный капитал. И даже те из них, кто занимался производством (Жеваго, Васадзе) не имели критической зависимости от цен на энергоносители. В первую очередь пострадали бы предприятия металлургической и химической промышленности. А собственники этих предприятий спонсировали политические силы, враждебные БЮТ. Парализовав эти предприятия, Тимошенко убила бы одним выстрелом двух зайцев.

Реклама

Во-первых, прекратилось бы финансирование её политических оппонентов. Частично она уже решила эту задачу, вытеснив с газового рынка компанию Фирташа. Остановка же предприятий, принадлежащих олигархам востока Украины, оставила бы без денег Партию Регионов и некоторые другие политические силы. В условиях пребывания в оппозиции, на голодном пайке, с регионалами быстро бы произошло то, что сейчас происходит с БЮТ: бегство "тушек", ослабление влияния в обществе и маргинализация в конечном итоге. БЮТ превратился бы в политического монополиста вроде "единороссов".

Во-вторых, в стране начался бы небывалый передел собственности. Доведённых до паперти олигархов вынуждали бы отдавать свои предприятия за копейки. Подобные вещи Тимошенко уже пыталась делать в 90-е годы минувшего века, когда газотрейдер-монополист ЕЭСУ довёл до банкротства многие украинские предприятия, и пытался ими завладеть. Остановили этот процесс тогда отставка Лазаренко и устранение ЕЭСУ с газового рынка. В 2010-м такой осуществить передел Тимошенко-президенту было бы намного проще. Подконтрольные власти СМИ смогли бы направить гнев оставшихся без работы жителей юго-востока против хозяев предприятий. Мол, проклятые олигархи, закрывают предприятия с целью саботажа, и вывозят капиталы за границу, вместо того, чтобы платить людям зарплату. Информационная кампания сопровождалась бы уголовным преследованием этих самых олигархов (хотя бы за невыплату зарплат). Короче говоря, заводы им пришлось бы отдать.

Понятно, что новыми собственниками заводов стали бы олигархи из окружения Тимошенко. Но значительная часть предприятий бы досталась и окружению Путина. Участие российских капиталов в новой приватизации стало бы условием снижения цены на газ для Украины. Это было бы логично: ведь пониженный тариф играл бы на руку уже новым российским собственникам. Точно так же Белоруссии сейчас Газпром обещает скидку в обмен на участие в приватизации. И так же понятно, что новая цена на газ дала бы возможность Тимошенко представить себя в очередной раз спасительницей нации, которая вернула людям работу, тепло в дома и надежду на будущее.