Наш социальный контракт

20 июня 2011, 18:29
"Украина — страна третьего мира", — сказал труженик автомастерской, вытирая замасленные руки о штаны и приступая к пересчету денег.

Так он отреагировал на мой вопрос, почему в сервисном пункте компании, которая называет себя национальным лидером в обслуживании иномарок, нет ни терминала для расчета платежными банковскими картами, ни даже кассового аппарата.

Меня поразили изящество и глубина этой фразы. То есть ребята беззастенчиво и бесхитростно обкрадывают клиентов и государство, а виновата Украина, поскольку является страной третьего мира. С другой стороны, как не обкрадывать государство, законные представители которого — всякие налоговые инспекторы, прокуроры и прочие — не замечают столь очевидных нарушений закона. Да все они замечают. Просто у них с этими бизнесменами совсем другие счеты и расчеты. Интересы государства и клиентов занимают в этих расчетах соответственно предпоследнее и последнее место, а законы вообще ни при чем.

Реклама

Поговори с собственником, так он тебе как дважды два четыре объяснит, что легальная работа с полноценной уплатой налогов в стране невозможна, а потому система "понятий", которая включает коррупционный сбор, представляет собой единственный выход для бизнеса. И добавит, что все равно большая часть собранных в бюджет налогов будет разворована. А чиновник резонно заметит, что на его официальную зарплату он даже костюмчик купить не сможет, чтобы достойно представлять интересы государства. А начальник государства со вздохом укажет, что собранный из таких налогов бюджет не может обеспечить нормальную зарплату госслужащего.

А ведь это ровно то, что Жан-Жак Руссо называл социальным контрактом — системой неформальных договоренностей власти и общества, которая поддерживает общественный мир и стабильность. И вот почему во все штыки принимаются попытки эту систему изменить, реформировать. А зачем? "Украина — страна третьего мира", — и некуда больше спешить.