Наш коллективный Путин

15 августа 2007, 11:58
Обещание лишить депутатов парламента иммунитета и льгот звучит в предвыборных программах практически всех партий и блоков. То есть, надо полагать, при любом раскладе Верховной Рады после выборов 30 сентября эти депутатские привилегии исчезнут. Нынешние кандидаты станут депутатами и лишат себя иммунитета и льгот. Это звучит как обещание жениха сразу после свадьбы подвергнуться кастрации. Невеста – избиратель – в восторге: какие у нее все на подбор высокоморальные женихи.

Самый же высокоморальный из них – президент Виктор Ющенко, который дважды за последние недели выступил перед народом по телевизору с требованием отменить депутатский иммунитет и льготы. Он, в частности, заявил, что "налогоплательщики тратят на депутатские льготы полмиллиарда гривен в год", и на эти деньги можно было бы "построить 250 новых школ, или 5 шахт, или на 20 процентов повысить пенсии". Тут оратор, конечно, слегка прилгнул, отнеся в разряд льгот все расходы на содержание Верховной Рады. Если бы кто-то бросился выполнять его пожелание, страна бы просто лишилась парламента. Но президент сегодня выступает не как президент, а как лидер одного из предвыборных блоков, а в этом качестве можно говорить что попало.

Вслед за президентом выступают его помощники и доводят до сведения сочувствующей публики необходимые цифры. Итак, ежемесячный доход народного депутата, по словам начальника президентской Службы обеспечения связи с Верховной Радой и Кабмином Яна Берназюка в среднем составляет 23-24 тысячи гривен. Из них зарплата с премиями и надбавками – 13-14 тысяч плюс 10 тысяч – на выполнение депутатских обязанностей. Сюда входит оплата труда помощников и консультантов, содержание помещений для приема граждан, телефонные переговоры, затраты на автомобильное обслуживание (25 часов в месяц) и так далее. Если мы согласимся с Берназюком и запишем все эти деньги в доход депутата, то есть допустим, что он не содержит помощников, не снимает служебных помещений, ездит только по личным делам и разговаривает по телефону только с друзьями и членами своей семьи, то получится около пяти тысяч долларов в месяц. Кроме того, в среднем на одного депутата тратится около 68 тысяч гривен в год на строительство и съем жилья и дотации санаториям за бесплатное лечение. В переводе на доллары и на месяц это добавляет еще тысяча с гаком. Прямо скажем: немалые деньги, хороший компенсационный пакет. Приблизительно столько получает топ-менеджер среднего коммерческого предприятия в Украине.

Реклама

…На этом месте читатель, видимо, уже впал в ярость: "с чего автор взялся защищать этих дармоедов?" Так вот, автор прекрасно знает, что для подавляющего числа депутатов такое содержание – мелочь, они сами готовы кому хочешь платить – и платят – за депутатский мандат и необозримые возможности конвертировать его в деньги. Дело в том, что под популистский шумок сейчас готовится крупнейшая диверсия в отношении украинского парламента вообще, как института власти. В своей недавно вышедшей книге "После Майдана" бывший президент Леонид Кучма пишет, что главной целью задуманной им политреформы было создание ответственного парламента, чтобы депутаты отвечали за деятельность правительства и, соответственно, за собственные решения. Косвенным, но тоже очень важным результатом ее явилось бы то, что у депутатов остается меньше возможностей и времени на собственную лоббистскую и коррупционную активность. Сегодня вроде бы дело должно идти к этому. Однако идет оно совсем к другому. Утверждение пропорциональной избирательной системы с закрытыми партийными списками лишает рядовых депутатов какой-либо самостоятельности и какого-либо собственного влияния в парламенте. Все теперь решают лидеры партий. Соответственно и партии становятся "лидерскими", БЮТ ничто без Тимошенко, Партия регионов – ноль без Януковича, "Наша Украина" не выживет без Ющенко. Стираются идеологические различия, сходятся в безудержном популизме социально-экономические программы, остаются только персоны. И этим персонам внутрипартийные и внутрифракционные дискуссии ни к чему, им нужны дисциплина и послушание. А значит, чем слабее человеческий материал фракции, тем лучше. В таких условиях лидеры могут и выполнить предвыборное обещание, сняв со своих младших коллег депутатскую неприкосновенность и уменьшив довольствие. Амбициозные обидятся и уйдут, на их место придут более скромные и управляемые. Страной же при таком раскладе в обозримом будущем будут управлять упомянутые трое – плюс, возможно, еще один-два удачника предстоящих выборов.

Нечто подобное, но совсем иными методами, произвел в России Владимир Путин, превративший парламент в абсолютно послушный ему инструмент. Трудно предсказать, чем закончится его эксперимент по насаждению в России режима "управляемой демократии", но, по крайней мере, Путин и его команда имеют внутренне непротиворечивый план переустройства страны и политическую волю к его реализации. А вот если на месте Путина представить троицу ненавидящих друг друга посредственностей, становится страшновато.