Неделя истории: день рождения Казановы и первый троллейбус

31 марта 2010, 14:00
Благодаря этим дням мы получили великого любовника всех времен и народов, первый в мире долгосрочный прогноз погоды, "рогатый" транспорт и успокоение для горожан.

1 АПРЕЛЯ 1875: ГАЗЕТЫ СТАЛИ ПРЕДСКАЗЫВАТЬ ПОГОДУ НА НЕДЕЛЮ

Карту "долгосрочного пророчества" впервые в мире обнародовала английская "Таймс". До этого она 15 лет печатала ежедневные погодные сводки, и это даже привело к самоубийству.

Реклама

Многие профессионалы считают, что метеорологией как наукой озаботились с 14 октября 1854 года из-за "крымского кошмара". Невиданный шторм тогда унес около 60 судов англо-французской эскадры, осаждавшей Севастополь. "Достаточно сказать, что одна из наших 30-фунтовых пушек была подхвачена волною и с лафетом переброшена за борт", — свидетельствовали офицеры — участники событий. Подсчитав ущерб, министр Вооруженных сил Франции озадачил известного астронома Урбена Леверье создать систему оповещения судов о приближении погодных катаклизмов. Ученый организовал сеть метеорологических станций, на основе наблюдений которых составил первую в истории карту погоды и представил ее императору Наполеону III.

Тогда же в Англии к составлению долговременных прогнозов погоды приступил и адмирал Фицрой. Правнук короля Карла II 23-летним капитаном когда-то ходил с таким же юным Чарльзом Дарвином в научную экспедицию на знаменитом исследовательском судне "Бигль". А в 1854 году, уйдя с флота, Фицрой возглавил британский метеодепартамент. "Пусть наши предсказания не всегда верны, — говорил он, — но если сбудется хоть одно и спасется хотя бы один корабль, мы сохраним жизни наших моряков!". Именно итоги его деятельности впервые опубликовала британская "Таймс", чем вызвала крайнее недовольство астрологов, которые считали сие поприще своей прерогативой.

Изначально Фицрой должен был лишь собирать данные об изменениях направления и силы ветра, но ученый стал разрабатывать систему штормовых предупреждений. Он изобрел недорогой и эффективный барометр для домашнего пользования, который получил имя автора. Для быстрого сбора данных адмирал первым стал использовать электрический телеграф. Именно Фицрой ввел в оборот термин "прогноз погоды". После первого штормового предупреждения "Таймс" предложила ему печатать ежедневные прогнозы. Они были весьма приблизительны и подвергались нещадной критике. "На сегодня Бюро погоды обещало безоблачное небо — не забыть бы надеть калоши". "Да здравствует первое апреля — Всемирный день синоптика!" Как многие считают, Фицрой, не выдержав этих нападок, 30 апреля 1865 года покончил с собой.

Реклама

Точность прогнозов с тех пор достигла лишь 85%, к каким бы уникальным методам ни прибегали специалисты. Среди них был, например, телефон. В 1884 году на окраине Петербурга в землю зарыли два железных стержня и соединили их проводами с телефонной трубкой. За 12 часов до дождя устройство издавало глухой шум, за час до грозы звуки в трубке напоминали удары града о стекло...

В 1930-е годы балтиморские газеты в течение шести лет регулярно печатали прогнозы погоды некоего Наполеона, причем за все это время не было ни одного случая ошибки, но удивительно не это, а то, что предсказатель был котом! По тому, в какой позе он спит, и судили о погоде на завтра: клубочком — к холоду, вытянувшись — к теплу.

1 АПРЕЛЯ 1890: ЗАПАТЕНТОВАН ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС СО ШТАНГАМИ-РОГАМИ

Реклама

Слово троллейбус состоит из частей trolley и bus. Trolley означает "тележка" или "вагонетка" — так называли токосъемник в виде тележки, катящейся по проводам. Bus — сокращение от Omnibus, которым в XIX веке называли многоместные экипажи.

Первый пробный электроавтобус или безрельсовый трамвай для испытаний в 1882 году построила немецкая фирма "Сименс-Гальске" в пригороде Берлина Шпандау. Изобретение было названо Electromote. Оно имело серьезный недостаток — контактные провода располагались довольно близко, и от сильного ветра постоянно происходили короткие замыкания.

В 1883 году в США бельгийский эмигрант Шарль Ван Деполь придумал и запатентовал способ снятия напряжения с проводов при помощи ролика и штанги, установленной на крыше салона. Из-за несовершенства конструкции токоприемника этот "продвинутый" американский троллейбус, прадедушка нынешних "рогатиков", не получил распространения.

Первый троллейбус в Европе начал курсировать только в 1911 году — в городке Чешские Будейовицы. В России питерский инженер Петр Фрезе еще в марте 1902 года проектировал первый троллейбус для маршрута Новороссийск—Сухуми, но он так и не выехал на линию из-за войны. В СССР первенца увидели в Москве в 1933 году, вторыми — через два года — освоили новый транспорт киевляне. Техника именовалась ЛК — Лазарь Каганович. Именно он стал инициатором ноу-хау в стране. В 1938 году по улицам Москвы ездили двухэтажные троллейбусы, однако их эксплуатация была слишком обременительна, особенно зимой, низкие потолки и узкая лестница на 2-й этаж были неудобны пассажирам. Кроме того, они требовали поднятия контактной сети. Поэтому двухэтажный троллейбус в СССР не прижился.

В Киеве первую контактную сеть протяженностью 3,5 км смонтировали по улице Красноармейской. 5 ноября 1935 года на маршрут выехали 5 троллейбусов модели ЛК-5, сделанных руками киевских мастеров, которые были командированы в столицу Союза для изучения нового транспорта. После войны были разработаны киевские марки, которые пассажиры любовно называли "Кияночка".

2 АПРЕЛЯ 1725: РОДИЛСЯ ДЖИРОЛАМО-ДЖАКОМО КАЗАНОВА

Известный волокита, авантюрист и писатель прожил жизнь, наполненную приключениями, путешествиями и романами. Хотя изначально, изучив право, он хотел принять духовный сан, но из-за любовных похождений был исключен из семинарии. Оставшись не у дел, Джироламо-Джакомо отправился в дорогу. Побывав в Неаполе, Риме, Константинополе, Париже, он вернулся в родную Венецию, где за обман и богохульство в 1755-м был заключен в тюрьму.

Через год сбежав в Париж, он изучил местные нравы и кто кому сват при французском дворе, воспользовался этими знаниями и снискал себе весьма приятное положение в обществе. Но опять двинулся в путь. На сей раз на восток. В Берлине светский лев был принят Фридрихом Великим, со временем эту аудиенцию описав в своих знаменитых мемуарах.

Сорокалетним Казанова увидел Петербург, где встречался с Екатериной II, прогуливаясь с ней по Летнему саду. Не менее значимым для него был и визит во Львов, о чем Джакомо с удовольствием вспоминал: "В Леополе я неделю забавлялся с прелестной девицею, что в скором времени так сумела приворожить графа Потоцкого, старосту Снятына, что он на ней женился". По одной версии, это была Софья, в честь которой граф Феликс Потоцкий построил роскошный дворцово-парковый ансамбль Софиевку под Уманью. Однако на самом деле красавице Софье в те годы не было еще и 10 лет и жила она в Константинополе. Возможно, Казанова забавлялся с будущей женой Андрея Потоцкого, основателя Ивано-Франковска?

Он пожил в Австрии, Германии, Франции, Испании, Италии. Среди его знакомых были Вольтер, Гете, Моцарт. Узнав о стоянке русского флота в Ливорно, "возымел фантазию предложить свои услуги графу Алексею Орлову".

Получив позволение в 1775 году вернуться в Венецию, он стал тайным агентом инквизиционного трибунала внутренней службы города, но из-за опубликованного романа, в котором был оскорблен дворянин Гримальди, снова был выдворен из Венеции.

С 1782-го Казанова жил в Чехии, в замке графа Вальдштейна, где вместе с хозяином они занимались каббалистикой и алхимией.

Литературную славу Джакомо принесли мемуары — 10 томов "Истории моей жизни", опубликованные в 1789 году. К этому времени им уже были написаны комедии "Молюккеида", трехтомная "История смуты в Польше", пятитомный утопический роман "Икозамерон", а также масса переводов, в числе которых — "Илиада" Гомера.

Братья Казановы — Франческо и Джованни тоже стали известными людьми. Джованни — портретистом и археологом, а Франческо — художником-баталистом и пейзажистом (в Эрмитаже висят его картины "Корова на пастбище", "Бык на пастбище" и "Стадо, перешедшее через ручей".

6 АПРЕЛЯ 1810: ПОЯВИЛСЯ НА СВЕТ ИЗОБРЕТАТЕЛЬ АКВАРИУМА

Филипп Генри Госсе — купец по профессии, по призванию был натуралистом. С юности его завораживали красоты живой природы. Бабочки и жуки стали его первой любовью. Но рыбки! 17-летним уроженец Ворчестера попал в Ньюфаундленд и потерял голову от них. Позже Филипп Генри узнал о существовании золотой рыбки, ее еще за тысячу лет до нашей эры вывели китайцы. Заинтересовала Филиппа и китайская традиция устраивать комнатные мини-водоемы с водными обитателями. В императорских покоях рыбки жили в фарфоровых вазах с цветками лотоса. Крестьянам фарфор был не по карману — они для своих питомцев плели корзинки из рисовой соломы, такие плотные, что вода не выливалась. Однако и корзинки, и вазы имели непрозрачные стенки, и рыбками можно было любоваться только сверху.

Мечта создать домашний домик для рыб появилась, когда Госсе попалась первая европейская книга по аквариумистике "Природная история домашних животных" Бехштейна. К 1850 году Филипп Генри занимался только изучением жизни морских животных. Тогда он и придумал специальный прозрачный сосуд, который назвал аквариумом. А решив вопрос снабжения обитателей моря кислородом, в 1853 году в лондонском Риджент-парке открыл первый в мире аквариум. Английский натуралист прожил 78 лет. Он был также известным богословом и борцом за христианские идеи. Он доказывал, что человек не мог произойти от обезьяны.

Сегодня его споры с Дарвином забыты, а вот придуманный аквариум вошел в повседневную жизнь многих людей и даже стал виртуальным! Современные обитатели офисов, за неимением возможности поставить настоящий аквариум на свой рабочий стол, заводят себе электронных рыбок, играя в "аквариумиста" в интернете или выбирая такую "живую" экранную заставку. Успокаивает...