Неделя истории: первый "Руслан" и изобретение скотча

26 мая 2010, 16:50
Благодаря этим дням мы получили нашего гигантского красавца "Руслана", праздник охранников границы, первую мебельную фабрику и "экономную" клейкую ленту.

27 МАЯ 1930: ЗАПАТЕНТОВАН СКОТЧ

Scotch tape — "шотландская лента". Несмотря на свое название, скотч не был изобретен в Шотландии или же шотландцем. Просто, изначально клей наносился только на края ленты. Высмеивая эту экономию клея, американцы и прозвали липкую ленту скотчем, так как скупость считалась национальной особенностью шотландцев.

Реклама

Прозрачную целлофановую липкую ленту начали использовать для упаковки обернутой пищи, а в годы Великой депрессии люди придумали еще множество других способов применения скотча.

Запатентовал новинку Ричард Дрю. В 1923 году он устроился лабораторным техником в компанию Minnesota Mining and Manufacturing (3M), производящую наждачную бумагу. Ее научное звено занималось поиском водонепроницаемых материалов и экспериментировало с целлофаном, а Дрю тестировал новый образец наждачки Wetordry в магазинах и автомобильных мастерских. Однажды в одной из таких мастерских он заметил, что при покраске автомобилей двумя или более цветами разделительные линии у мастеров получались неаккуратно, и принес им целлофан шириной 5 см с нанесенным по краю клеем. Но когда маляр начал наносить разные цвета, лента покоробилась. Присмотревшись, мастер понял, что виной тому клей, нанесенный только на края ленты, а не по всей ширине. В 1929 году Дрю заказал 90 метров целлофана, став разрабатывать способ равномерного нанесения клея на ленту. И у него получилось! 27 мая 1930 он запатентовал свое изобретение.

28 МАЯ: ДЕНЬ ПОГРАНИЧНИКА УКРАИНЫ

Реклама

Первоначально в независимой Украине Праздник пограничника пытались отмечать 4 ноября. В этот день 1991 года из Западного пограничного округа были сформированы Украинские пограничные войска. Но дата эта по-настоящему праздником не стала — пограничники, проходившие службу в советское время, по-прежнему, хоть и неофициально, отмечали свой профессиональный праздник "по-старому", 28 мая. И в 2003 году президент Украины своим Указом вернул праздник на привычный день.

Самую протяженную границу Украина имеет на востоке с Россией — более чем 2245 км, 320 км из которых — морские рубежи. На севере Украина граничит с Беларусью (1084 км), на западе — с Польшей (542 км), Венгрией (135 км), Словакией (98 км), на юго-западе — с Молдовой (1202 км) и Румынией (608 км только по суше). Протяженность береговой линии — 2835 км. Длина морской границы: 1 355 км (по Черному морю — 1 056,5 км; по Азовскому морю — 249,5 км; по Керченскому проливу — 49 км).

Реклама

Интересно, что даже название нашей страны связано с пограничниками, вернее, с местом их службы — у края. По одной из версий, название Украина происходит от славянского слова "оукраина" — пограничная область, которое впервые было применено к пограничным территориям Киевской Руси — Переяславскому княжеству, и уже впоследствии распространено на соседние земли. Со временем украиной именовались граничные районы Королевства Польского и Северо-восточной Руси. Толковый словарь Даля, объясняя это слово, приводит такие примеры: "Сибирские города встарь звались украйными. А город Соловецкой — место украинное". Упоминание пограничных украин встречается в многочисленных летописях.

К 5-й годовщине Пограничных войск Украины в Киеве на улице Январского восстания был открыт Центральный музей погранслужбы. Представленные экспонаты — свидетели истории формирования и развития охраны границ со времен Киевской Руси до наших дней. Демонстрируются образцы огнестрельного, газового и холодного оружия, фальшивых документов, контрабанды, изъятых у нарушителей государственной границы.

Любят пограничников и в народе. Им посвящен не один анекдот. Например, "День пограничника пограничники отмечали в пограничном состоянии". Или вот такой: "Пограничники, помните, что 25% пойманных нарушителей принадлежат вам".

28 МАЯ 1795: РОДИЛСЯ ПЕРВЫЙ МЕБЕЛЬЩИК ХИЧКОК

Создатель первой в мире мебельной фабрики появился на свет в американском Чешире. Столяр-краснодеревщик, но прежде всего бизнесмен, основал свою фирму в 1818 году на северо-западе родного штата Коннектикут. Стартовал он с разработки эскизов серийных комплектов мебели. Но визитной карточкой фирмы стало черное кресло с расписными позолоченными украшениями, именуемое креслом Хичкока.

29 МАЯ 1860: ШИРОКИЙ ЖЕСТ ОТ ТРЕТЬЯКОВА

Русский купец, меценат и коллекционер Павел Михайлович Третьяков составил завещание, по которому он оставлял Москве свою коллекцию русского изобразительного искусства (1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон) и 150 тысяч рублей серебром для устройства картинной галереи. Остаток своего капитала в 8 186 рублей просил употребить "на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей". Что было с невестами —

неизвестно, но 15 августа 1893 года состоялось официальное открытие музея под названием "Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых". После большевицкой революции 3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена "государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики" и получила название Государственная Третьяковская галерея.

Основанная на коллекции купца галерея до сих пор существует в Москве и радует туристов. За 150 руб. (37 грн.) — стоимость билета в Третьяковку — минимум за четыре часа здесь можно насладиться работами Василия Сурикова, Исаака Левитана, Ильи Репина, Ивана Айвазовского, Андрея Рублева, Александра Бенуа, Исаака Бродского, Ивана Шишкина и многих других. Есть здесь и знаменитый портрет украинского поэта Тараса Шевченко (после реставрации несколько лет назад Кобзарь приобрел необычно яркий румянец) работы Ивана Крамского (1871 год), и "Запорожцы пишут письмо турецкому султану" Репина (1880 год), и знаменитые мишки Шишкина с работы "Утро в сосновом лесу" (1889 год).

30 МАЯ 1985: ЯВИЛСЯ МИРУ ВОЗДУШНЫЙ БОГАТЫРЬ "РУСЛАН" — ОБЛАДАТЕЛЬ ДВАДЦАТИ РЕКОРДОВ

Европейские СМИ его величают Condor. На его счету 20 мировых рекордов по дальности, высоте и грузоподъемности полетов. Ан-124 и сегодня — крупнейший серийный транспортный самолет на планете.

Длина "Руслана" — 69,1 м, размах крыла — 73,3 м, высота — 21,1 м, кабина экипажа расположена на высоте 11 м, то есть на высоте 4-го этажа дома. Самолет имеет две палубы: нижняя — грузовая кабина и верхняя с кабинами экипажа и сменного состава. Есть проект двухпалубного пассажирского варианта "Русланчика": 800 мест нескольких классов. Аэробус А380, крупнейший на сегодня пассажирский лайнер, поднимает лишь 525 пассажиров, размещая их в салонах трех классов.

Ан-124 предназначался для крупнотоннажных перевозок и первую очередь транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, крупномасштабных десантных перебросок личного состава, тяжелой боевой техники. Во время боевых действий в Афганистане и в районе Персидского залива самолет доставлял зенитно-ракетный комплекс "Пэтриот". Транспортировал 90-тонные гидротурбины, американские карьерные самосвалы "Юклид", фюзеляж Ту-204, 109-тонный локомотив, противолодочные вертолеты "Линкс", космические аппараты в капсулах, вагоны метро. В числе пассажиров Ан-124 была даже огромная рождественская елка. Именно благодаря "Руслану" из Италии в Эфиопию была возвращена святыня — гранитный обелиск с могилы правителя могущественного некогда царства на севере Эфиопии. Ан-124 доставил на Маршалловы острова опреснительную установку весом 72 т, и правительство этого государства увековечило самолет на коллекционной почтовой марке. Перевозка электрогенератора "Сименс" весом 135,2 т зарегистрирована в Книге рекордов Гиннесса в разделе самого тяжелого моногруза, когда-либо перевозимого по воздуху. Беспосадочный перелет протяженностью 20 151 км вдоль границ Советского Союза за 25 часов 30 минут также стал мировым рекордом дальности полета по замкнутому маршруту. За рамки возможного вышел и кругосветный перелет через Южный и Северный полюса за 72 часа 16 минут!

Стоимость птички — $200 млн. Главный конструктор — Петр Васильевич Балабуев. Первый полет опытный образец совершил 24 декабря 1982 года в Киеве. А всему миру впервые показался на авиасалоне в Париже 25 лет назад.