Неделя истории: первый трамвайчик с лошадьми

29 апреля 2010, 07:04
Благодаря этим дням мы получили первый трамвайчик с лошадьми, время потанцевать, гениального доктора из села Веселое и одесскую гордость — авиатора Уточкина

29 апреля сегодня танцуем всем миром

Отмечать Международный день танца решил с 1982 года ЮНЕСКО в честь рождения французского балетмейстера Жана Жоржа Новера. Реформатор и теоретик хореографии — он придумал героический балет и балет-трагедию, но главное — сделал из этого танца самостоятельное искусство. А родился "отец современного балета" 29 апреля 1727 года. Праздник стал профессиональным для артистов-плясунов разных мастей. Но если вы и не принадлежите к этой когорте, сходить на дискотеку или сделать хотя бы несколько па по кухне все равно стоит непременно.

1 мая 1855 родился врач и садовод Кащенко

Знаменитый ученый, биолог, один из первых украинских академиков Николай Кащенко родился в многодетной помещичьей семье на хуторе Веселый, сегодня это Запорожская область. Николай Феофанович понял, от чего зависит долголетие: он сделал вывод, что продолжительность жизни пропорциональна активности, и тот, кто ведет подвижный образ жизни, живет значительно дольше своих "усидчивых" однолеток. Сам, будучи очень увлекающимся разносторонним человеком, следовал буквально этому постулату и менял места обитания, согласно появлению очередного интереса, становящегося его новым поприщем приложения сил и таланта. Увеличивая количество жизненных этапов тем самым он удлинял себе жизнь. Два года отучившись в Германии и Италии, Николай Кащенко вернулся в Украину и, помимо врачебной практики, стал профессором КПИ. Читая лекции в престижном вузе украинской столицы, отозвался на предложение из Томска стать профессором на кафедре зоологии и сравнительной анатомии. В Сибири он был покорен местной флорой и фауной, ездил в экспедиции на Алтай, вел научные изыскания вдоль Сибирской железной дороги. Там Николай Кащенко открыл новые виды и подвиды животных, нашел скелет мамонта, заинтересовался идеей выращивания южных фруктовых деревьев и основал первый акклиматизационный сад. Однако сибирский климат подорвал здоровье ученого, и в 1912 году всей своей большой семьей, с женой, 4 дочерями и сыном, перебрался в Киев.

Реклама

Два десятилетия — с 1913 по 1933 годы Кащенко посвятил созданию теперь уже киевского "акклиматизационного сада", став его основателем и директором. Вместе с выдающимся ученым Караваевым организовал киевский зоологический музей и 7 лет, с 1919-го, возглавлял его. Преподавал на основанных им же при КПИ бесплатных курсах по изучению лекарственных растений. За пристрастие к травам его называли "знахаркой", а большевики пытались "прессовать". Но несмотря ни на что, Николай Кащенко продолжал культивировать растения и лечить людей.

Акклиматизационный сад Кащенко был разбит у областной больницы Киева. Ученый высадил тут персики, иудино дерево, птеростиракс Щетинистый, индиго Жерардовое и японский волшебный орех. Этот прекрасный фруктовый оазис еще помнят киевляне. Жители знали, что это "сад Кащенко", и многие из них полагали, что Кащенко был ботаником. В середине 1970-х кто-то решил, что на этом месте высшая партийная школа будет гораздо нужнее. И сад вырубили. Сегодня в стенах построенного здания разместились Институт международных отношений и Институт журналистики, а на прилегающей к ним территории растут жиденькие насаждения малопримечательных деревцев и кустиков. Говорят, когда люди узнали, что рубят сад Кащенко, многие примчались на улицу Пугачева и рыдали, глядя на порезанные на поленья стволы.

Завещанием Кащенко-врача будущим поколениям была его мечта, чтобы они сделали медицину не просто наукой, лечащей запущенные болезни, а предотвращающей их. Кстати, к знаменитой московской психбольнице Кащенко Николай Феофанович отношения не имеет — она названа в честь его однофамильца.

Реклама

2 мая 1910 Уточкин первым летал над Москвой

Любимец Одессы, блестящий пловец и яхтсмен, прекрасный фехтовальщик и боксер, конькобежец и легкоатлет, авто- и мотолихач Сергей Исаевич Уточкин успешно занимался 15 видами спорта. Известный велогонщик одержал множество побед в России и за границей. Но когда родилась авиация, он только и думал о том, как бы научиться летать на этой крылатой машине. Весной 1910 года в Одессе он увидел полеты первого русского летчика Михаила Ефимова, и они произвели настоящий фурор. Уже через неделю Сергей Уточкин поднялся в воздух. Без какого-либо инструктажа на самолете "Фарман-4" он совершил свой первый вираж. Уточкин стал первым авиатором Москвы, пролетев над ней впервые в мире 2 мая 1910 года. На протяжении 1910—1911 годов он демонстрировал полеты и на родных просторах, и за рубежом. Затаив дыхание, за его виражами наблюдали будущие видные авиаконструкторы и летчики — Климов в Москве), Поликарпов в Орле, Сухой в Гомеле, Нестеров в Тбилиси, Королев в Нежине.

Любимец Одессы, блестящий пловец и яхтсмен, прекрасный фехтовальщик и боксер, конькобежец и легкоатлет, авто- и мотолихач Сергей Исаевич Уточкин успешно занимался 15 видами спорта. Известный велогонщик одержал множество побед в России и за границей. Но когда родилась авиация, он только и думал о том, как бы научиться летать на этой крылатой машине. Весной 1910 года в Одессе он увидел полеты первого русского летчика Михаила Ефимова, и они произвели настоящий фурор. Уже через неделю Сергей Уточкин поднялся в воздух. Без какого-либо инструктажа на самолете "Фарман-4" он совершил свой первый вираж. Уточкин стал первым авиатором Москвы, пролетев над ней впервые в мире 2 мая 1910 года. На протяжении 1910—1911 годов он демонстрировал полеты и на родных просторах, и за рубежом. Затаив дыхание, за его виражами наблюдали будущие видные авиаконструкторы и летчики — Климов в Москве), Поликарпов в Орле, Сухой в Гомеле, Нестеров в Тбилиси, Королев в Нежине.

Конец жизни прославленного авиатора был трагическим. В 1911 году во время перелета Петербург — Москва случилась авария. Это был трудный маршрут, по дальности — первый в России. Уточкин не разбился насмерть, но тяжелые травмы больше не позволили летать. В больнице, чтобы облегчить ужасные боли, ему кололи морфий, давали кокаин. И Уточкин уже не расставался со шприцем и баночкой кокаина до конца своих дней. Жена оставила его. Больной, изувеченный, он остался один, без денег, без крыши над головой. В 1913 году появились слухи о его сумасшествии... Умер пилот в неполные сорок лет.

3 мая 1880 в Украине появился первый трамвай

130 лет назад конный трамвайчик покатил по улицам Львова (тогда Австро-Венгерская империя). Это первая такая трамвайная линия на территории нынешней Украины. Пробная поездка прошла в конце 1879 года. О сенсации так писали газеты: "Конный трамвай начал поездку в полдень. Из депо выехали три вагона: один летний, открытый, второй — с одним салоном, и третий — разделенный на два класса. Испытания прошли довольно гладко, но немного опоздали из-за того, что рабочие вовремя не закончили очистку пути от льда и снега". На дворе тогда стоял ноябрь — зимы были серьезные...

Реклама

Весной — в мае — трамвайную конку запустили в регулярные рейсы. Журналисты сообщали о давках из-за зевак: "Львовский трамвай начал движение по билетам с площади Мытной в казармы Фердинанда. Каждые 9 минут отъезжает вагон от передней казармы. Пять вагонов будут ездить 19 раз каждый день, значит, 95 раз могут садиться пассажиры на станциях, где останавливается вагон. Сначала все вагоны трамвая были во всякую пору дня битком набиты. Большинство садилось из любопытства". Цена проезда была разной в зависимости от того, сколько лошадок было в упряжке. Летом вагон тянула пара лошадей, но по крутым улицам Городоцкой и Шевченко вверх вагоны тянули три лошади, а вниз — одна. С выпадением снега число лошадей увеличивали до четырех. Средняя скорость движения была всего 6,4 км/ч. Первый же электрический трамвай в Российской империи пустили 2 мая 1892 года в Киеве.