Нулевой вариант памяти

9 мая 2007, 15:52
Если считать три с половиной сотни лет пребывания в составе российской империи чередой несчастий, унижений и даже геноцида, то тогда, действительно, и Победа не наша, и Гагарин чужой, и даже с Гоголем большие вопросы. И мы вообще в этой истории ни при чем.
Сегодня девятое мая – День Победы. В Россию по этому случаю вернулся государственный флаг СССР – красный с серпом и молотом, теперь он называется Знаменем Победы, и уже вошло в традицию украшать одежду и автомобили оранжево-черными георгиевскими ленточками – это символ солдатского подвига. В столице Эстонии городе Таллине оцеплена площадь Тынисмяги, с которой незадолго до памятной даты депортировали на военное кладбище Бронзового солдата. Этот памятник советским воинам классифицируется там как символ советской оккупации Эстонии. Ярость и жестокость, с которой обычно невозмутимые и корректные эстонские полицейские разгоняли демонстрации протеста в дни демонтажа памятника, не были санкционирована. Эстонские парни в форме действовали по велению сердца. Им было совершенно ясно, что защищают они свою родину от врага.

Не будем пока выставлять морально-этических оценок, отметим только, что в обоих случаях мы имеем дело с идеологической определенностью, которой остро не хватает Украине. День победы над фашистской Германией потихоньку превращается у нас в частное дело: хочешь – празднуй, хочешь – горюй. Политики высказываются по этому поводу смутно и осторожно, не имея собственного представления о том, как вообще трактовать историю страны. Если считать три с половиной сотни лет пребывания в составе российской империи чередой несчастий, унижений и даже геноцида, то тогда, действительно, и Победа не наша, и Гагарин чужой, и даже с Гоголем большие вопросы. И мы вообще в этой истории ни при чем. Будем и дальше черпать моральную опору во временах Запорожской Сечи, которая, впрочем, если приглядеться, тоже не была украинской, а была многонациональным прибежищем свободолюбивых разбойников.

Историческую и идеологическую невнятицу первых лет существования независимой Украины легко понять. Политической элите страны надо было срочно дистанцироваться от России – естественная и правильная задача, вырабатывать новые подходы и трактовки истории, а это дело непростое и небыстрое. И потому на вооружение поступила готовая диссидентская, она же антироссийская идеология. Носители этой идеологии, так называемые национал-демократы, так и не смогли укрепиться во власти, их влияние на умы ослабевает, но не исчезает. Она ослабевает, потому что не имеет ни реальной основы, ни самостоятельной цели. На такой идеологии можно было бы привести Украину под европейскую крышу – как это сделали те же эстонцы и прочие чехи, но Европа-то их хотела, а нас не хочет. Под натовский зонтик тоже не получится, потому что и пророссийские настроения сильны. Таким образом, Украина до сих пор представляет собой поле борьбы невозвратимого прошлого с невозможным будущим.

Нужно искать свой путь, свои цели, свои ценности. А значит, нужно найти свою историю. Это, на первый взгляд, очень трудно, а на второй – очень просто. "Правду говорить легко и приятно", – говорил пророк Иешуа в бессмертном булгаковском романе "Мастер и Маргарита". Так вот, надо просто слегка очистить историю от лжи. Правда заключается в том, что два близких, но разных народа на каком-то этапе развития решили жить вместе, а на другом этапе решили жить отдельно. Оба решения были реализованы добровольно и мирно. Украинский народ внес огромный вклад в развитие российской культуры и государственности, российский народ внес огромный вклад в развитие украинской культуры и государственности – не забудем, что Украина получила на выходе втрое большую территорию, чем на входе. Украинская элита была в то же время и российской элитой. Российский и украинский народы вместе переживали тяготы истории: они равно становились жертвами гражданских войн и сталинского террора и победителями в великих войнах.

"Кинули они нас с этим нулевым вариантом", – сказал мне один известный украинский экономист, имея ввиду тот факт, что Россия взяла на себя все долговые обязательства СССР и одновременно право на все зарубежные активы усопшего Союза. И убедительно доказывал, что эти самые активы гораздо дороже долгов. С нашей общей историей получается то же самое – она вся досталась одной России. Но тут уж винить некого – только себя.

Правда же о 9 мая вот какая. Гитлер хотел объединить Западную Европу по образцу Священной Римской империи, славян же и прочих недочеловеков предполагалось большей частью истребить, меньшей – обратить в рабов. Грандиозная и великолепная немецкая военная машина наверняка выполнила бы этот план, если бы не Советский Союз и – это надо подчеркнуть – если бы в Советском Союзе не было Украины. По разным оценкам, до десяти миллионов жителей Украины погибли во время этой войны – это сравнимо с общими людскими потерями самой Германии.

В каждой стране были диссиденты, несогласные, обиженные, заблуждающиеся, на которых делал ставку враг. Их можно понять и простить. Труднее простить политиков, которые в видах так называемой политкорректности пытаются игнорировать великую жертву и великий подвиг своего народа.

Вечная слава победителям фашизма.