О Европе, России и газе

3 сентября 2011, 15:14
В газовой войне проиграют и Янукович, и Кремль
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

В настоящее время Украина стоит перед глобальным выбором, решающее влияние на который окажет Россия.

Но все по порядку.

Реклама

Пункт первый. Заявления нынешней власти о курсе на евроинтеграцию, на вступление в Евросоюз является абсолютным блефом. Если Янукович и Ко не хотят вступать в Таможенный союз, чтобы не садить себе на шею какой-то "наднациональный орган", то еще меньше они хотят сажать себе на шею евробюрократов, "наднациональные органы" которых на порядок мощнее, чем в Таможенном Союзе.

Мало кто оценил тонкий юмор Виктора Федоровича, который в недавней нашумевшей статье в "Зеркале недели" предсказал вступление Украины в ЕС через десять лет. Через 10 лет на дворе будет 2021 год. Если Янукович и переизберется на второй срок, то к 2021 году его каденция закончится и править уже будет совсем другой президент, которому может быть совершенно все равно, что обещал десять лет назад его предшественник.

При этом, вступление в Зону свободной торговли и заключение договора об ассоциации с ЕС – это вполне реальные вещи, но за ними никакой евроинтеграции не последует. Зона свободной торговли с ЕС и вступление в ЕС – это две большие разницы. Позиция нынешнего руководства Украины – в том, чтоб самим править в собственной стране, не особо оглядываясь на Москву и Запад.

Реклама

Другими словами, заявления о евроинтеграции команды Януковича сугубо ритуальны и делаются для решения нескольких тактических задач. Во-первых, для усиления переговорной позиции с Россией по газу. Во-вторых, для того, чтобы успокоить Европу относительно дела Тимошенко – мол, "проевропейский" политик Янукович сажает агента Путина Тимошенко, а потому ее защищать смысла нет, а если Брюссель таки будет защищать, то Янукович еще подумает – стоит ли ему быть "проевропейским" или лучше направиться в сторону России. В-третьих, для того, чтобы внести сумятицу в ряды украинской оппозиции и проевропейски настроенных граждан – дескать, если Янукович взял курс на Европу и стоит на пороге "газовой войны" с Россией, то стоит ли его уж так сильно мочить? Или лучше все-таки на время забыть о тяжелой судьбе "подсудимой номер 1" и помочь Виктору Федоровичу "сбежать от проклятой Москвы" и совершить "цивилизационный выбор"? Некоторые наши мыслители уже над этим вопросом крепко призадумались (см. здесь: zn.ua/articles/87194).

Вступление в ЕС станет реальным только в случае полной смены правящего режима. То есть, если уйдет и Янукович, и его ближайшие соратники, а новый президент будет с куда большим интересом прислушиваться к пожеланиям Лакшми Миталла, чем к советам украинских олигархов.

И эта смена режима вполне возможна в случае начала газовой войны с Россией. Причем в отличие от вступление в ЕС, эта война – вполне реальная и очень близкая перспектива.

Реклама

Главная причина войны – неуступчивость России. Всем понятно, что Леди Ю. заключала газовый договор 2009 года в состоянии предвыборного и посткризисного аффекта. Понятно, что он грабительский и несправедливый по отношению к Украине. Ведь не может наша страна, которая географически находится ближе к России, чем Германия, получать газ дороже. Понятно, что этот договор закладывает цену неподъемную для украинской экономики. И это прекрасно понимают в Москве. Вот только требуют там за пересмотр договора цену, которая в настоящий момент является неподъемной – вступление Украины в Таможенный союз или же полная передача контроля над "трубой". Что касается Таможенного союза, то есть аргументы, и достаточно серьезные, что он с экономической точки зрения более выгодный для нас чем Зона свободной торговли с ЕС. Но ТС подразумевает передачу части украинского суверенитета наднациональным органам (читай России), что без референдума делать неправильно. А если этот вопрос вынести на референдум, то его результат будет малопредсказуем.

"Они слишком жадные", – так прокомментировал мне требования России один из регионалов. Но как по мне, то дело не в жадности. Дело в совершенно ложном посыле, из которого исходит Россия – о том, что договор об ассоциации и о зоне свободной торговли означает "потерю Украины". Мол, уйдут украинцы на Запад и поминай как знали, а потому нужно срочно поставить вопрос ребром – с кем вы мастера культуры.

Но, как писалось выше, в Киеве никто никуда идти не хочет. Поэтому вводные, исходя из которых нынче строит свою "газовую" политику Россия, ложные и вредные для самой Москвы. Объясню почему.

Обычно считается, что в глобально-историческом плане время работает на интеграцию Украины в ЕС. Мол, сила притяжения "европейского пространства" настолько сильна, что никуда Украина от нее не денется. В этом, вероятно, уверены и в Кремле, раз хотят как можно скорее завлечь Украину в Таможенный союз. Иначе "завтра будет поздно".

В тоже время, я берусь утверждать обратное – время работает на реинтеграцию постсоветского пространства. Причина, как ни странно, в глобализации. Для Украины у глобализации – русское лицо и русский язык. Ключевые каналы массовой глобализации – интернет и соцсети – способствуют восстановлению социокультурного единства носителей русского языка по всему миру намного эффективнее, чем распил бабок российского бюджета "на поддержку соотечественников". В этом плане "русский мир" – это не блажь Патриарха Кирилла. Это реально существующее бизнесовое, культурное и социальное пространство. Более того, благодаря феномену соцсетей, связи между русской, украинской и прочей русскоговорящей молодежью по всему миру сейчас намного сильнее, чем в советское время. Глобализация нивелирует различия между странами. Но в первую очередь они стирает напрочь границы между людьми одного языка и культуры. Поэтому вопрос времени, когда социокультурное и, во многом, бизнесовое единство, перерастет в единство политическое. Конечно, тут все, в первую очередь, зависит от России. Сейчас главным препятствием к реинтеграции нашего пространства является тот факт, что Россия не представляет достойные для подражания примеры в плане качества управления государством, качества и уровня жизни населения.

Но я думаю, что со временем количество нефтедолларов перерастет в качество жизни россиян и качество госуправления. Кроме того, я уверен, что в скором будущем Россия вступит в ВТО, вслед за ней Беларусь и Казахстан, а значит, создание глобальной Зоны свободной торговли и ассоциации между ЕС и Таможенным Союзом будет делом времени. И Украина вполне безболезненно может влиться в это пространство как союзная России страна.

Все это довольно близкая перспектива – около 5 лет. Главное не делать резких движений и не перегибать палку в требованиях к партнеру. Ведь воспрепятствовать естественному ходу истории могут только политические причины. А именно – смена режима в Украине.

Оная может произойти в случае газовой войны. И это будет историческая ошибка обоих сторон в ней участвовавших.

России – потому что она этой войной поможет привести к власти в Киеве силы, которые совсем не понарошку поведут Украину на Запад, не считаясь с жертвами и потерями страны.

Януковича – потому что этой войной он может подписать приговор своему режиму. Во-первых, по той причине, что из двух предыдущих войн наша страна выходила с намного более худшими условиями поставки газа, чем раньше. У России всегда более сильная переговорная позиция. Сейчас через Стокгольмский суд мы можем оспаривать газовый договор годами (и все это время контракт будет действовать). Идея испарить в воздухе "Нефтегаз" – крупнейшую компанию страны с серьезнейшими международными обязательствами, выглядит как-то слишком по-шлепперски. Так дела в современном мире не делаются. Поэтому начинать газовую войну с Россией, в одностороннем порядке выйдя из договора и поставив под вопрос газоснабжение Европы – куда более прямой путь для Януковича к международной изоляции, чем арест Юлии Тимошенко.

Во-вторых, обострение отношений с Россией, под лозунгом нормализации которых пришел к власти действующий президент, несомненно, скажется на его поддержке внутри страны и стабильности всей политической системы, созданной Партией Регионов.

Нелепая история с лже-увольнением Дмитрия Табачника, вызвала к жизни множество слухов, один из которых был особенно интересен – якобы Табачник в случае своей отставки хотел выйти из Партии Регионов и создать собственную политическую партию, которая попытается занять пророссийскую нишу. Причем якобы делается сие с ведома окружения Януковича, которое хочет увести Партию Регионов из этой ниши в какую-то более центристскую. Табачник, напомню, эти слухи опроверг. Но ход мыслей тех, кто его запустил, очень примечателен.

Причем, судя по поведению Януковича и некоторых его соратников, они действительно полагают, что можно сыграть в туже игру, что и Кучма в 1999 году – превратившись в президента, приемлемого для Западной Украины и забыть о чем на выборах говорили про Россию, русский язык и т.д. и т.п. Но ситуация нынче кардинально отличается от 1999 года. Тогда у Западной Украины (после смерти Черновила) не было своего вождя. Сейчас они имеются, причем в большом количестве – Тягнибок, Тимошенко, Яценюк, отчасти даже Кличко. Для западноукраинского избирателя они всегда будут куда приемлемее, чем Виктор Федорович.

Поэтому, если политтехнологи президента думают, что начав с Россией газовую войну и уведя Партию Регионов из "пророссийской ниши", ПР сможет сохраниться как значимая политическая сила – они глубоко ошибаются. Появление конкурента регионалов на юго-востоке – самая главная угроза для ПР, которую она должна, по-хорошему, стараться предотвратить всеми возможными способами.

Тут надо понимать, что из себя представляет нынешний избиратель регионалов. В последние несколько месяцев социологи выявили интересную тенденцию – рейтинг ПР и Януковича с мая месяца перестал падать и стабилизировался на уровне 17-20%. "Рейтинг достиг дна", – прокомментировали политологи.

Но на что это "дно" опирается? По общению с простыми гражданами можно составить примерный портрет той части избирателей Януковича, которые в нем не разочаровались. Сразу скажу – тех, кто поверил в реформы президента, почувствовал улучшение жизни уже сегодня либо просто является фанатом Януковича, среди этих 17-20% немного. Основной мотив другой. Те люди, кто и сейчас готов голосовать за регионалов и их лидера, считают, что Янукович "какой-никакой, но он наш, а других наших нет". Основа понятия "наш" с точки зрения электората Януковича – это Россия, русский язык, Московский Патриархат, Великая отечественная и никаких Бандер и националистов.

Да, может быть с точки зрения некоторых продвинутых в политике людей из пророссийского лагеря, Янукович уже давно не "наш", так как не выполнил свои обязательства по русскому языку, навострил лыжи на Запад, не хочет вступать в Таможенный союз, ссорится с Россией по газу и т.д. Но для массового избирателя эти тонкости значения не имеет значения. Пока.

Для массового избирателя более важно, что Янукович подписал закон о красном знамени, сказал что-то нехорошее про Бандеру, обещает как то урегулировать вопрос по русскому языку. Но основную агитацию за Януковича проводят его враги – украинская национал-оппозиция. С каждым выходом в эфир какого-нибудь национально-свидомого борца с режимом, который объясняет про "утыски украинской мовы", про то, что все украинские патриоты должны подняться против оккупационной власти, сотни тысяч избирателей Януковича, несмотря на рост тарифов, думают – "нет, все таки Федорыч наш, он лучше чем эти…". Тот же эффект оказывают заявления Тимошенко о том, что она не понимает русский язык или же массовая рассылка популярного ролика с речевкой "Спасибо жителям Донбасса, за президента пид-са". Какой эффект на жителей Донбасса оказывает эта речевка (причем в исполнении фанатов киевского "Динамо")? Может они думают – "да, мы пид-сы, извините нас, что такого плохого президента вам избрали". Или они думают: "нет, сволочи, не будет на вашей улицы праздника, еще посмотрим кто из нас пид-с". Если б оппозиция не пыталась всучить народу дохлую кошку украинского национализма – у нее было бы намного больше шансов на успех. Но это так, к слову.

Вернемся к избирателям Януковича. Итак, представим, что начнется масштабная газовая война с Россией, обоюдное поливание грязью, в ходе которого Банковая поднимет на щит национализм. К чему это приведет? Во-первых, вполне вероятно – к расколу в Партии Регионов, где и так немало недовольных своим нынешним статусом. Тем более, если этот раскол будет санкционирован с Банковой, чтоб было кому занять "пророссийскую нишу". Во-вторых, Янкович и ПР потеряет монополию на то, чтоб называться "нашими" для юго-востока. Более того, станут совсем "не нашими". Соответственно нынешний избиратель Януковича минимум на 50% уйдет к новой пророссийской силе. А если новая пророссийская сила добавит к политической риторике и лево-социальный момент (почему, мол, зарплаты на заводах медленно растут, хотя цены на наш экспорт рвутся вверх), а также антикоррупционный, то она сможет оттянуть на себя до 75% избирателей ПР. И останутся регионалы с 4-5%, которые и так все время за власть голосуют (избиратель Западной Украины за них голосовать не будут – см. выше).

Между двумя этими силами неминуемо развернется жесткая борьба (несмотря на все предварительные договоренности), как в свое время между Ющенко и Тимошенко. И вполне вероятно, что результат будет тот же – победит "третья сила" – оранжевые (кто именно из них – сказать трудно – там еще идет внутривидовая борьба, но она быстро закончится как только появится реальная перспектива захватить власть). Оранжевые и покажут России, что на самом деле значит "курс на Запад", а нынешним правителям – что такое на самом деле "политические репрессии".

Грубо говоря – в проигрыше останутся обе стороны потенциальной войны – и Россия, и Янукович. А потому им нужно договориться.

Таможенный союз – вынести за скобки (возможно, все-таки придумав какой-то особый статус в нем для Украины). Со стороны Киева – дать гарантии нейтрального статуса (что в ЕС вступать не будем). Допустить Россию к управлению нашей трубой (но не более 50%, возможно совместно с европейцами), максимально расширить сотрудничество в военно-технической и аэрокосмической промышленности, создавая экономический каркас для долгосрочных связей наших стран. По поводу зоны свободной торговли с ЕС нужно оговорить условия поставок товаров, которые потенциально, из-за разницы в таможенных пошлинах, могут реэкспортироваться из Евросоюза через Украину в Россию.

Россия должна понять – максимум чего она может сейчас добиться от Украины – это нейтральный статус (тем более, что его хотят сохранить и нынешние правители в Киеве). У нас еще будут шансы вернуться к разговору об интеграции позже. Время работает на укрепление социокультурных связей между нашими странами. А если в России наведут порядок и проведут модернизацию, то можно будет говорить и о связях политических.