Обама и его "одноклассники"

10 июля 2008, 17:13
Голоса из сети: демократический кандидат достиг огромных успехов в вербовке сторонников в интернете.

Книга Лиц. Сторонники Барака Обамы выглядят как единая социальная сеть, их организовывают добровольцы в интернете. Фото The New York Times

В прошлом году Марк Пенн, ключевой стратег компании Хиллари Клинтон, желая уколоть Барака Обаму, заявил, что его сторонники выглядят как Facebook (самая популярная в Америке социальная сеть, аналог популярных у нас "Одноклассников" или "Вконтакте", в ней состоит 70 млн. человек), имея в виду, что они асоциальные пользователи интернета, не имеющие каких-либо убеждений. Однако Крис Хьюз, один из четырех основателей Facebook, воспринял это как комплимент в свой адрес, и спустя семь месяцев смог доказать, что это не так.

24-летний Хьюз в начале 2007 года перешел на работу в штаб Барака Обамы и, когда все думали, что политика делается с помощью рукопожатий на светских приемах, а не с помощью компьютерных серверов, смог доказать, что строительство социальных сетей — серьезный козырь предвыборных кампаний. Уход Хьюза из Facebook многие называли предательством, однако работа на кампанию Обамы, по его словам, еще глубже раскрыла для него феномен социальных сетей.

Реклама

Сайт My.BarackObama.com, который американцы в просторечии называют "Майбо", использовал опыт социальных сетей MySpace и Facebook. Хьюзу и его команде удалось превратить интернет в политический инструмент, только через сайт Обама получил $2 миллиона частных пожертвований, каждое из которых было меньше $200, c момента его создания там зарегистрировалось более 900 000 человек. Главным изобретением сайта стало то, что каждый из участников может завести собственную страничку для сбора пожертвований, стать членом региональных объединений сторонников Обамы, а также виртуальных клубов по интересам, объединяющих сторонников демократического кандидата. Именно работа этой социальной сети Обама в большой степени привела Обаму к победе на "праймериз" в некоторых штатах, считает Хьюз.

"Нет более сильной системы, чем интернет, для того, чтобы услышать голос всех слоев общества и чтобы они смогли услышать друг друга. Интересно, что с помощью сайта была внедрена технология телефонного оповещения избирателей о событиях предвыборной кампании. Добровольцы-обамовцы из числа пользователей "Майбо" обзванивали по списку жителей своих регионов, зарегистрировавшихся на сайте, приглашая их на митинги. Таким образом удалось провести 4000 мероприятий по всей стране. В то время как другие кандидаты привлекали своих сторонников через сеть, "Майбо" пошел дальше — он позволил сторонникам Обамы общаться друг с другом. Это понравилось людям — они смогли общаться с демократически настроенными соседями, не только говорить с ними по телефону, но и даже ходить в гости".

В своих интернет-усилиях Обама намного обошел своего главного соперника — Джона Маккейна. Как отмечают специалисты, социальную сеть Маккейна McCainSpace очень трудно использовать. "Там мало пользователей и неудачный дизайн", — заявил Адам Остров, главный редактор Mashable, издания, освещающего деятельность социальных сетей. Впрочем, республиканцы готовят интернет-прорыв. Как заявил Патрик Раффини, стратег и вебмастер кампании Джорджа Буша в 2004 году, интернет-стратегия Маккейна будет пересмотрена: "Мы наймем лучших людей, построим лучшие технологии и применим лучшую тактику — это даст новый толчок кампании". "Лучших технологий недостаточно, должны быть люди, которые захотят их использовать", — говорит Крис Хьюз, намекая на то, что за время, оставшееся до выборов, Маккейну Обаму в интернете уже не догнать.

Реклама

Брайан Стелтер