Осетины: "Не боимся, пока русские с нами"

22 августа 2008, 17:20
Цхинвали восстанавливают, будто БАМ строят. В Гори не пускают. Солдаты РФ все покупают за рубли

Стоят. Вчера на дороге от Гори до Тбилиси еще стояли российские танки. Фото AFP

Почти все беженцы вернулись в Цхинвали, где по официальным данным, уничтожено каждое десятое здание, а каждое пятое повреждено. Осетинское правительство оценило ущерб в 100 млрд руб ($42 млн). Несмотря на то, что в городе продолжают хоронить погибших, пятницу там дал симфонический концерт в память о жертвах необъявленной войны один из ведущих дирижеров мира, осетин Валерий Гергиев. Для него и оркестра Мариинского театра в центре Цхинвали возвели сцену на фоне разрушенного здания осетинского парламента. Многие осетины признались "Сегодня", что впервые за несколько лет вечером они услышали музыку, а не стрельбу из гранатометов.

"Город буквально восстает из руин. Сегодня начали укладывать асфальт на улице Московской. Большая часть многоэтажек реконструкции не подлежит, соответственно их снесут и поставят новые", — написал в своем интернет-дневнике осетинский ополченец.

Реклама

"Наверное, так строили БАМ — всем миром и в рекордные сроки, — отметил "Сегодня" журналист из Цхинвали Инал Плиев. — Сразу несколькими бригадами меняют рамы и вставляют стекла в дома, где устояли стены. Стекла из России привезли столько, что хватило бы застеклить до крыш весь жилой фонд Южной Осетии. По 3-5 бригад сразу ездят по улицам и восстанавливают электроснабжение. Но еще пару кварталов остаются без света, а уличного освещения пока нет. С тротуаров убрали остатки грузинских танков. И тела погибших. Два дня с соседями убирали двор от обломков, деревьев, битого стекла. В жилых домах в первую очередь нужно крыши восстановить, потом дыры в стенах заделать. Но, что интересно, оказывается, есть улица, где стекла даже не повылетали — на северной границе города, за которой сразу начинается грузинское село. Грузины давно оттуда ушли, там лишь полицейские грузинские были. Сейчас это село контролируют российские военные".

По словам Инала, налажена раздача продовольствия. Домкомы (по-нашему — ЖЭКи) создают списки, кто в чем нуждается, и по ним происходит раздача продуктов, поступающих из РФ. Например, хлеб дают по две буханки на руки. За последнюю неделю в Цхинвали вернулись 12 тысяч человек, численность населения достигла 35 тысяч, до рокового 8 августа было чуть больше 40 тысяч. Детей пока предпочитают не забирать из лагерей на берегу моря. В Цхинвали сохраняется комендантский час с 20.00. Иногда спокойствие нарушают одиночные взрывы — российские МЧСники подрывают неразорвавшиеся снаряды. "До тех пор, пока у нас находятся российские войска, мы чувствуем себя в безопасности", — заявил Инал.

Вернулись в Цхинвали и немногочисленные грузинские семьи. "Сегодня" удалось по телефону поговорит с грузинкой Зарабой, которая вместе с подругой, также грузинкой, в пятницу пришла на концерт. "Те грузины, которые не хотели здесь жить, покинули город еще в 1989 году. А для нас — это наш дом, — заявил Зараба. — Меня с подругой никто не упекает за происшедшее. Я надеюсь, что война уже навсегда закончилась. Мы также как и все жители Цхинвала три дня провели в подвалах, три дня простояли на коленях — молились Богу, чтобы выжили, также хоронили знакомых. Здесь люди живут, вопреки всему".

Реклама

МУЗЕЙ СТАЛИНА В ГОРИ БЕЗ СТЕКОЛ. В ГОРОДЕ ТОЛЬКО КОНТРАБАНДНЫЙ БЕНЗИН

Несколько тысяч грузинских беженцев продолжаются оставаться в учебных заведениях Тбилиси, поскольку вчера утром войска РФ еще находились на своих позициях. Лишь к обеду были сняты российские блокпосты у грузинского поселка Игоети, что на дороге к Тбилиси, и начался отвод техники из Гори и Зугдиди. Оставшиеся в Гори жители рассказали "Сегодня", что еще в пятницу утром россияне патрулировали их город, бронетехника ВС РФ стояла на мостах и перекрестках. "Они стояли по всему городу. Русские солдаты ходили по нашим лавкам и рассчитывалися рублями, — пожаловался нам 50-летний житель Гори Мераби. — Хлеб есть — единственное, что работает в городе, так это пекарня. Слава Богу, хлеб не подорожал. Но деньги у нас заканчиваются. Будут ли нам выплачивать пенсии и зарплаты — не знаю. Электричество есть, вот и связь наладилась. Много предприятий разрушено, часть жилых домов, а здание администрации пока стоит, там же наш мэр остается. Бензина и дизтоплива на заправках нет. Но машины ездят — пошла контрабанда из Цхинвали".

Даже если российские войска покинут все грузинские города, они останутся в ряде сел, которые попали в "буферную зону", заходящую на 6—18 км вглубь Грузии. В эту зону входит и аэропорт в Сенаки. Тбилиси считает, что такие "миротворческие" меры не прописаны ни в одном соглашении. "Мы требуем, чтобы туда вошли не российские миротворцы, а наблюдатели ОБСЕ, — заявил "Сегодня" политобозреватель Димитрий Авальяни. — Механизма работы этой зоны безопасности нет. Никакие соглашения это не регламентируют. Что будет с людьми, которые там жили — неизвестно".

Реклама

"Многие поселки в этой зоне разрушены. Это нам рассказали представители Красного креста, которые вчера вывезли оттуда нескольких стариков, — сообщила "Сегодня" президент женской неправительственной организации "Мать региона Картли" Асмати Беженишвили, у которой в Гори полностью сгорел офис с оргтехникой и архивом. — Очень многим, живущим со мной в Институте физкультуры беженцам из деревень некуда возвращаться. Многие сейчас спят прямо на полу — ни матрасов, ни одеял нет. О том, чтобы принять душ, можно только мечтать".

Вчера утром попытался вернуться в Гори музей Сталина. "Не пустили нас, — рассказал нам директор музея Роберт Маглакелидзе. — Мы доехали до первого российского блокпоста и нас отправили обратно. Наша сотрудница, охраняющая музей, позвонила и рассказала, что здание осталось без стекол — рядом с музеем на днях произошел какой-то мощный взрыв".

Вчера же "Банк Грузии" оценил ущерб, нанесенный гражданской инфраструктуре страны, в $1 млрд.