Основной закон – тайга

25 июня 2007, 16:04
Государство пошло навстречу гражданам и перетасовало выходные таким образом, что на питие и похмелье по поводу Дня Конституции 28 июня нам дано аж четыре нерабочих дня. Может быть, останется немного времени и на размышления: что вообще такое наша Конституция, на пользу она или во вред, что с ней делать или оставить в покое до более ясных времен?

Совершенно очевидно, что по нынешнему Основному закону Украина как государство функционировать не может. Потому что ни одна из ветвей власти не гарантирована от произвола и насилия со стороны других ветвей. А это приводит к тому, что мы видим сейчас: закон – тайга, а прокурор – медведь, и действует лишь право сильного.

Начнем с парламента. Верховная Рада распущена на основании отсутствия кворума: полторы сотни депутатов от Блока Юлии Тимошенко и "Нашей Украины" сдали свои мандаты, и работа парламента стала невозможной. Создан идеальный прецедент: теперь меньшинство всегда имеет возможность распустить Раду, а, значит, страна будет жить в состоянии непрерывных выборов.

Реклама

Конституция 1996 года, годовщину которой мы готовимся праздновать, писалась в условиях мажоритарной избирательной системы, каждый депутат избирался самостоятельно и не был связан партийной дисциплиной. И нельзя было представить, чтобы 150 таких депутатов одновременно сдали мандаты. А если бы даже и сдали, то на их избирательных участках были бы проведены довыборы. Теперь же у нас пропорциональная система выборов – работают только партийные списки, а, значит, партия имеет право приказать депутату уйти из парламента.

Точно так же подвешено в воздухе и правительство. В Конституции не сказано, обязан ли президент вносить кандидатуру на должность премьер-министра, предложенную парламентским большинством, или представляет собственного кандидата. Если большинство парламента не принимает несогласованную кандидатуру, это опять же означает досрочные парламентские выборы. Более того, если даже состоятся выборы, то правительство остается – оно, по Конституции, должно отработать не менее года после принятия собственной программы. Так что если в результате осенних выборов у нас сложится совсем другая правящая коалиция, то отправить нынешний Кабинет министров в отставку она не сможет. Придется мучиться с этим Кабинетом. Но мучиться будут обе стороны, поскольку Рада имеет право уволить или назначить любого члена правительства без согласования ни с премьер-министром, ни с президентом. Президент же, кроме того, лишен права без согласия парламентского большинства уволить или назначить главу Службы безопасности Украины.

Там еще очень много подводных камней и нестыковок. Они были заложены частью в сам текст Конституции, частью внесены позже. В итоге же получился документ, который выполнить нельзя. А значит, и президент не может выполнять свою вроде бы основную функцию гаранта Конституции. Зато он может выбирать, какую статью и в какой трактовке ему гарантировать и использовать. Что он и делает весьма успешно, в собственных политических целях.

Реклама

Теперь все политические партии и передовая общественность озабочены вопросам, как сделать хорошую правильную Конституцию вместо плохой неправильной сегодняшней. Пустое занятие. Сделать правильную Конституцию нельзя, она может быть правильной только с определенной точки зрения, или, точнее сказать, с точки зрения определенной идеологии. Вот мы, допустим, захотели в Евросоюз или в НАТО. Значит, нужно снять конституционные нормы, закрепляющие абсолютный национальный суверенитет, нужно убрать запрет на размещение на территории страны иностранных военных контингентов и запрет на выдачу украинских граждан международным судебным органам, убрать норму о гривне, как единственной национальной валюте. А если мы хотим оставаться независимыми и никуда не вступать, то эти нормы как раз надо укрепить. А если у нас полстраны хотят в Европу, а полстраны не хотят, то что делать?

Кроме того, и по базовым общечеловеческим правам и принципам должно быть хоть какое-то подобие консенсуса. Украинская Конституция ведь вроде бы гарантирует право собственности на землю, но оно до сих пор не действует относительно самого большого сектора – земель сельскохозяйственного назначения. Основной закон утверждает равенство всех форм собственности, однако этого равенства нет – госпредприятия и сегодня запрещено банкротить. Ни один из парламентов не принял законов о языках, о поддержке коренных народов и национальных меньшинств, о поддержке украинцев, живущих за границей и так далее. Эти важнейшие нормы не действуют, потому что в политической элите страны сохраняются глубочайшие расхождения во взглядах на проблемы.

Эти расхождения не рассосутся в одночасье, с ними придется жить еще долго. А значит, адекватная, более или менее удовлетворяющая всех Конституция сегодня невозможна. Так и не надо морочить себе голову. В Англии вот нет никакой конституции, и ничего. Британцы были терпеливы, они нарабатывали прецеденты, опыт, и лишь потом кодифицировали этот опыт. Наполеон предлагал своим помощникам писать конституцию "коротко и неясно", чтобы потом иметь простор для маневра. И нынешняя французская конституция (во многом списанная авторами нашей конституции) стала плодом столетий мучительного исторического опыта. Американская конституция тоже очень короткая и тоже содержит большой простор для адаптации к меняющимся реалиям. Кроме того, она была написана единым коллективом передовой праволиберальной буржуазии, которой не надо было прибегать к популизму, заигрывать с общественностью. У нас так не получится.

Реклама

А что получится? Украинский президент и его команда сделали очень нехорошее в морально-этическом плане, но очень правильное и неибежное дело: они так часто нарушали Конституцию, что сделали возможной ее тотальную ревизию. Эта ревизия может пойти очень далеко, но не дальше базовых принципов, на которых стоит и страна, и ее Основной закон: Украина – демократическое государство и строит рыночную экономику. Все остальное предстоит сформулировать и доказать.