Памяти Барклая

26 декабря 2011, 17:50
Когда сегодня в Украине ругают власть — я не склонен поддерживать дружный хор горлопанов

Человеческая память устроена странно. Великое видится на расстоянии. При жизни великие подвергаются гонениям и обструкции… Сегодня — 250 лет человеку, который является иллюстрацией к данному утверждению. Михаил Богданович Барклай-де-Толли — выдающийся русский полководец, не признанный при жизни, но вознесенный на пьедесталы нашей памяти буквально вскоре после своей смерти в 1818 году. Человек, который подготовил победу над Наполеоном и стал предтечей Кутузова, но чью тактику отказывались понять современники, желающие громить врага быстро, весело и решительно. Человек, сохранивший армию для решающих сражений…

Когда сегодня многие критикуют тех или иных политиков за отсутствие результата, за неправильные шаги или же "предательское" подписание тех или иных международных договоров, хочется вспомнить Барклая: его тоже не понимали. Это касается не только военного искусства. Это новаторство в разных сферах. Первая реакция общества — грозное "Нет!". Никто не задумывается о будущем, а также о том, что судить о деяниях нужно только с высоты времени. Надо просто дать шанс и дождаться первых всходов, первых результатов, а не судить огульно. Потом уже историки дадут оценку историческому деятелю.

Реклама

И когда сегодня в Украине ругают власть — я не склонен поддерживать дружный хор горлопанов. Находиться в оппозиции всегда легче и проще. А иногда — и сытнее (оппозиция, как правило, не считается с деньгами, — лишь бы превратиться во власть). Надо дать шанс. Надо поддержать тех, кто хотя бы что-то пытается сделать, преобразовать. Не воспринимать в штыки, не отторгать, не противопоставляться. Давайте дождемся всходов и по делам судите их. "Если бы я чувствовал поддержку со стороны хоть одной украинской партии, я бы никогда не пошел на Акт федерации с Россией в 1918 году", — говорил гетман Скоропадский. Стоит ли требовать абсолютно безошибочных действий от власти при хайдеггеровском "бытие-без-прикрытия-в-условиях-максимально-рискованного-риска"? Не стреляйте в пианиста — он играет так, как умеет. Вспомните Барклая-де-Толли — великого после смерти и непонятого при жизни.