Почему в маршрутках ездить страшно

6 марта 2012, 15:03
Основной причиной аварий является отсутствие контроля как за качеством перевозок, так и за количеством возящих

Когда-то один из отцов Остапа Бендера Илья Ильф сказал гениальную фразу о том, что в поезде читают, когда скучно, а в трамвае – когда интересно. Исходя из сегодняшних реалий, я бы добавил: в маршрутках читают от того, чтобы не было страшно.

Уже почти пятнадцать лет как киевляне, так и все украинцы наблюдают эволюцию общественного транспорта, когда в середине 90-х на смену доживающему свое общественному транспорту пришли небольшие и верткие микроавтобусы в виде "Газелей", "Богданов" и "Эталонов". Тогда, несмотря на высокие цены на проезд, они здорово выручали горожан, обеспечивая как комфорт, так скорость доезда в нужное место.

Реклама

Но ровно до момента, пока этих маршруток не стало очень и очень много. Помимо появления заторов в местах их массового скопления на той же Петровке, Лыбедской площади или около метро Левобережная, самое печальное, что маршрутки все чаще становятся героями сводок ДТП.

Причин этих ДТП много: это неправильное маневрирование в потоках, высадка пассажиров в неустановленных местах, несоблюдение дистанции и скоростного режима. Это так называемые доказуемые, а среди недоказуемых самая популярная и известная картина – когда водитель, помимо разговора по телефону, еще дает сдачу с "двадцатки" и попутно пересчитывает количество входящих. Обычно такая вот мультиуниверсальность и приводит к трагическим последствиям. Но и это не основная причина, хотя и серьезная предпосылка, вытекающая из низкой сознательности и безнаказаности.

Самой основной причиной аварий и ДТП с участием этого вида общественного транспорта является отсутствие контроля как за качеством перевозок, так и за количеством возящих.

Реклама

А это значит, не только за действиями водителя, и не только со стороны ГАИ. Ведь прежде чем выехать в рейс, по закону водителя должен осмотреть врач, а машину – механик. Все ли маршрутки и их водители их проходят – это загадка нашего века. Все мы прекрасно понимаем, что такой контроль, даже если он есть, может иметь чисто условный характер, да и кто мешает водителю выпить "лечебные сто пятьдесят" уже после медосмотра. Равно как и поломка может наступить уже за пределами смотровой ямы. Поэтому контроль должен быть, да и есть по закону, не только за теми кто возит, но и за теми, кто ими руководит. Но стандартная отговорка, которую можно услышать от таких руководителей на какие-то недочеты со стороны водителей, звучит очень просто: "я не могу посадить в каждую маршрутку по надзирателю". Да и контролирующе-надзирающие органы в силу разных причин пока тоже не в состоянии отследить это "дикое" войско.

Поэтому самый главный контроль, как мне кажется, должен исходить от нас. Мне несколько раз приходилось вступать в дебаты с водителями маршруток, в том числе пару раз не только словестные, по причине их беспардонного поведения за рулем. Самое обидное, что в большинстве случаев это происходило либо при молчаливом попустительстве пассажиров, либо под рассерженные вопли "прекратите, мы на работу (вокзал или еще куда) опаздываем". А ведь тот же разговор по телефону – это снижение внимания водителя в шесть-десять раз, а перегруз по весу от набившихся пассажиров на треть приводит к увеличению тормозного пути в полтора-два раза при обратно пропорциональном снижении маневренности. Но при этом мы, как пассажиры, демонстративно закрываем глаза не только на нарушения, но и делаем вид, что не замечаем телефонов, размещенных на стенках, с текстами, что о всех недостатках и пожеланиях по работе конкретного маршрута вы можете сообщить руководителю предприятия-перевозчика или в профильный контролирующий орган. Набрать номер телефона и сообщить о факте нарушения – дело всего трех-пяти минут.

Но ведь мы закрываем глаза не только на телефоны, но и на то, что завтра на этой маршрутке может ехать ваш ребенок.