Последний герой эпохи социализма

14 октября 2007, 21:45
Украина за 15 лет своего существования успела пробиться на чемпионат мира и даже произвести там фурор. Но турнир номер два — чемпионат Европы — до сих пор нам не покорился. Последним украинским тренером, работавшим на нем, был Бышовец

Анатолий Бышовец. Фото С. Ваганова

Киевское прошлое дало ему имя, но не стало определяющим для Бышовца-тренера: его тренерская философия полностью антагонистична методике Валерия Лобановского.
"Наши методики полностью разничны, — говорил Бышовец. — Лобановский всегда все измерял цифрами, строил тренировочный процесс, не считаясь с возможностями человеческого организма. А я принимаю во внимание психологию. Вот много писалось и говорилось о том, что Бышовец не возглавил сборную Грузии из-за того, что ему не предложили хороший гонорар. Чушь! Просто передо мной поставили задачу выйти из отборочной группы на чемпионат мира, а среди соперников – Дания, Украина, Турция. Я не мог взяться за это. Потому что я трезво смотрю на вещи".

МИЛЛИОН ЗА БЫШОВЦА
Футбол для Бышовца возник случайно. "Я, конечно, в детстве гонял мяч с товарищами и не думал, что имею какое-то преимущество перед ними, — вспоминает Анатолий Федорович. — Но в один прекрасный день мой друг чуть ли не за руку притащил меня в школу "Юного динамовца".
В 16 лет Бышовца приняли в дубль киевского "Динамо", а через три года он стал игроком основного состава. Свою роль вновь сыграл случай. На время ЧМ в Англии внутреннее первенство не прекратили. А поскольку киевское "Динамо" делегировало в сборную пять ведущих футболистов, им на смену пришла молодежь. Дебют Бышовца в первенстве СССР получился настолько ярким, что уже 16 октября 1966 года в Москве он вышел в составе главной команды страны на матч против сборной Турции.
Его усиленно звали в Москву — и "Динамо", и "Спартак" обещали золотые горы. Но Бышовец-игрок Киев так и не покинул. "Преданность клубу — это не выдумка! — говорит он. — Мы с самого детства были пропитаны клубным патриотизмом".
А после ЧМ-70, где Анатолий стал автором четырех голов в четырех сыгранных матчах (мяч, забитый в ворота бельгийцев, до сих пор входит в 20 лучших на ЧМ), им всерьез заинтересовались и западные клубы. "Фиорентина" предлагала за его переход $1 млн. (огромные деньги по тем временам). Но наши игроки тогда не продавались...

Реклама

НА ОЛИМПЕ
Из-за тяжелой травмы он покинул футбол в 27. Но из команды не ушел, став тренером, а потом и директором динамовской школы. Позже работал главным тренером юношеской сборной СССР, с которой выиграл серебряные медали первенства Европы-84 в Москве. И принял олимпийскую сборную.
"Я начал выбирать футболистов, у которых был инстинкт победителя, которые выходили побеждать, — вспоминает Бышовец. — Вокруг было много сомневающихся. Говорили, что у меня нет опыта работы ни с клубными командами, ни со взрослыми игроками. Но я себе сказал другое: "Есть шанс, и его надо использовать!" И создал команду огромной мощи. Что касается волевых качеств — равных нам не было. Проигрывали в Швейцарии — 0:2 и выиграли — 4:2. Сама Олимпиада в каких условиях проходила, помните? Юра Савичев после финала анализы на допинг сдать не мог — такое обезвоживание организма! Играли полуфинал с итальянцами, а через два дня — финал с Бразилией. Дополнительное время и там, и там. Но команда была подготовлена очень хорошо". В Корее сборная СССР во второй и в последний раз в своей истории стала олимпийским чемпионом.

ЭХ, ШОТЛАНДИЯ...
После ЧМ-90 Бышовец возглавил первую сборную страны. Хотя он вполне мог использовать старые кадры — Дасаева, Заварова, Литовченко, но принял решение играть молодежью — в команде появились Канчельскис, Шалимов, Добровольский, Харин, Колыванов. И сборная, собранная за три месяца, в отборочном цикле обошла третью команду мира на тот момент — Италию. Да и финальный турнир подопечные Бышовца начали весьма уверенно, сыграв вничью с чемпионами Европы голландцами и чемпионами мира немцами. Но в последнем матче группового этапа разгром от Шотландии со счетом 0:3 поставил крест на дальнейшем выступлении в первенстве Старого света.
"Команда, которую я повез на финальный турнир чемпионата Европы-1992, была ничем не хуже той, что стала олимпийским чемпионом, — вспоминал позже Анатолий Федорович. — Если бы в Швеции мы сыграли на максимуме, то могли бы даже победить. Но во время финального турнира в футбол вмешалась политика. Поэтому с 1992 года я не могу работать с теми людьми, которые сейчас правят в нашем футбольном "королевстве". В 1998-м возвратился в сборную при условии, что Колоскова не будет поблизости".

СОН СО СЛОВАРЕМ
Но перед возвращением в Россию была Южная Корея. На ЧМ-94 руководимая им команда произвела настоящий фурор. Сначала, проигрывая за пять минут до финального свистка грозным испанцам, дебютанты мировых первенств сумели уйти от поражения — 2:2. А потом в игре с чемпионами мира немцами едва не сотворили сенсацию — 0:3 после первого тайма и 2:3 в итоге.
"Работать за границей очень тяжело, — признается Бышовец. — Другой быт. Другие традиции. Большое испытание. Но прежде всего надо найти общий язык с игроками. Надо достучаться до них, добиться права что-то требовать от них. И в этой ситуации очень важно знать язык той страны, в которой работаешь. Я ложился спать со словарем и просыпался с ним же. И необходимый для проведения тренировок запас слов я освоил. Но это, разумеется, был язык для выживания, не литературный".

Реклама

ВЫЗОВ СИСТЕМЕ
С приходом в сборную России в 1998-м началась черная полоса Бышовца. Серию из шести поражений подряд не вытерпит никакое руководство — отставка. А весной Бышовец возвращается в Украину выполнять еще более сложную задачу — сделать из донецкого "Шахтера" суперклуб. Болельщики и специалисты тут же начали смаковать противостояние Лобановский-Бышовец. Но "Шахтер" занял второе место, а Бышовец вскоре ушел в отставку. Анатолий Федорович после ухода из "Шахтера" рассказывал о том, как бросил вызов системе: "Динамо" всегда считалось и считается правительственной командой. Поэтому в стране делается все, чтобы обеспечить ей режим наибольшего благоприятствования. Вот и получается: борьба за "золото" в первенстве Украины не так уж сложна для киевлян. А это, в свою очередь, тормозит развитие всего украинского футбола".

НАШ ПАРОВОЗ...
Далее были португальский "Маритиму", подмосковныее "Химки", шотландский "Харстс" и "Томь". Трудоустройства, которые вполне можно назвать "авантюрами". К тому же, нигде за рубежом Бышовец надолго не задерживался — его все время тянуло добиться чего-то значимого в России. Такую возможность Бышовец получил в московском "Локомотиве". Его тандем с Юрием Семиным считается сильнейшим в России. Но вот результаты не сильнейшие. Много было, конечно, разговоров о том, сработаются ли две сильные личности, как распределят обязанности. Точки над "i" расставил Семин, заявив, что подбором игроков и руководством команды всецело занимается Бышовец. С него и спрос.

Бышовец Анатолий Федорович

Родился 23 апреля 1946 г. в Киеве.
Выступал за "Динамо" Киев (1963—1973).
В чемпионатах СCCР — 139 матчей, 49 голов. Чемпион СССР 1966—1968, 1971. Обладатель Кубка СССР 1966. В списках 33-х лучших 6 раз.
За сборную СССР провел 39 матчей, забил 15 голов. Участник ЧЕ-68 и ЧМ-70.
Сборные. Главный тренер юношеских сборных Украины и СССР (2-е место на ЧЕ-1984), олимпийской сборной СССР ("золото" Олимпиады-88). В 1990—92 — главный тренер сборной СССР (финальная часть ЧЕ-92), в 1994—97 — генеральный консультант сборной Южной Кореи (финальная часть ЧМ-94), в 1998 — главный тренер сборной России.
Клубы. Главный тренер: "Динамо" (Москва) — 1988—90, "Лимасол" (Кипр) — 1992—93, "Зенит" (Санкт-Петербург) — 1997, "Шахтер" (Донецк) — 1999, "Маритиму" (Португалия) — 2003, "Томь" (Томск) — 2005, "Локомотив" (Москва) — с 2007-го. Вице-президент ФК "Химки" (2003—2004). Спортивный директор шотландского клуба "Хартс" (2004—2005).