Появление киевского троллейбуса и праздник железнодорожников

3 ноября 2010, 16:00
Благодаря этим дням мы получили большого любителя казачества Яворницкого, а киевляне стали кататься на "Лазаре Кагановиче".

4 НОЯБРЯ: ДЕНЬ УКРАИНСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА

Чествование всех "железнодорожных профи" — традиция царско-советских времен. Сначала этот праздник отмечали летом — в день рождения основателя российских железных дорог императора Николая I. При Сталине торжество перекочевало на 30 августа, а затем стало отмечаться в первое воскресенье этого летнего месяца. В Украине же оно и вовсе переместилось на ноябрь. В 2000 году гендиректор Украинских железных дорог Георгий Кирпа предложил тогдашнему президенту Леониду Кучме перенести празднование с августа на 4 ноября, приурочив его к началу отечественного железнодорожного сообщения: в этот день 1861 года из Вены через Краков и Пшемышль во Львов прибыл первый пассажирский поезд. Состоял он из четырех вагонов и назывался "Ярославом".

Реклама

5 НОЯБРЯ 1935: ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КИЕВСКОГО ТРОЛЛЕЙБУСА

Третьим городом в Европе, население которого смогло увидеть и оценить троллейбус, 75 лет назад стал Киев. Пионер движения — гражданский троллейбус сначала начал курсировать в Германии. После него рогатый транспорт появился на улицах Москвы. Вдохновленные призывом "лучшего друга железнодорожников" — наркома путей сообщения Лазаря Кагановича — стать в кратчайшие сроки самой великой транспортной державой мира, советские инженеры посетили Германию и аккуратненько скопировали чертежи тамошнего изобретения. Отечественный первенец был назван просто и лаконично ЛК — Лазарь Каганович.

Деревянный, на автобусных шасси, без пневматики и водительской кабины, салон ЛК вмещал 45 человек. При отсутствии обогревателей и принудительной вентиляции, а также автоматического управления дверями, пассажиры чувствовали себя там не совсем уютно. Кроме того, троллейбусная линия не имела разъездов, и машины, двигаясь по проводам навстречу друг другу, были вынуждены останавливаться, опускать одной из них "рога", чтобы пропустить другую... Но уже через год по улицам дефилировал усовершенствованный ЛК-2. А в модификациях серии ЯТБ 1939 года появились водительская кабина с обогревом, автоматическое управление дверями, улучшенная амортизация, да и кузов наконец стал не деревянным.

Реклама

Мысль запустить подобное чудо в Киеве посетила секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева. Того самого, которому мы обязаны и "реабилитацией" буржуазной новогодней елки. Москва подарила Киеву две машины, помогла с технической документацией и подготовкой шоферов. Отбор претендентов на московские курсы водителей троллейбуса был очень жестким. Помимо хорошего образования требовалась и отменная физическая подготовка. Кандидатов, как космонавтов, усаживали в специальное кресло, которое затем начинало вращаться с жуткой скоростью... Собственных "Лазарей Кагановичей" киевляне изготавливали на заводе электротранспорта, но некоторые детали поставляли Москва и Ярославль. Регулярное троллейбусное движение в Киеве открылось в канун 18-й годовщины революции под бурные аплодисменты. В первом троллейбусе ехал идеолог — Постышев. Во втором сидели почетные трамвайщики, а за ним отправились в рейс остальные машины. Как писали газеты: "По всему пути следования на деревьях сидели мальчишки и приветствовали процессию. Сопровождал троллейбусы эскорт автомобилей. Дорогу устилали цветами".

7 НОЯБРЯ 1855: РОДИЛСЯ КАЗАКОВЕД ДМИТРИЙ ЯВОРНИЦКИЙ

Уроженец села Борисовка Харьковской губернии Дмитрий Яворницкий — известный историк, археолог, этнограф, фольклорист, писатель и академик — выбрал дорогу жизни благодаря отцу. С тех пор как он прочел сыну "Тараса Бульбу", мальчик жил Сечью. В поисках казацких артефактов Дмитрий Иванович пешком обошел все Днепровские пороги, степи, острова, где обитали его кумиры. Яворницкого называли "отцом запорожцев". Он преподавал в Московском, Петербургском и Екатеринославском (Днепропетровском) университетах; в последнем создал кафедру украиноведения. Автор более ста трудов по истории казачества, из которых самой знаменитой стала его "Історія запорізьких козаків". Коллекционер национальных древностей из найденных раритетов создал музей в Екатеринославе.

Реклама

Дмитрий Иванович помогал Илье Репину, когда тот создавал картину "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Искал натурщиков, одалживал им настоящие одежду и казацкое оружие из своей коллекции. А Илья Ефимович запечатлел друга на своем знаменитом холсте, изобразив главным фигурантом — писарем. Увлеченный рассказами Яворницкого, Репин посвятил казачеству целый цикл: "Черноморская вольница", "Казаки едут по морю за добычей", "Гайдамаки". Последнюю работу "Гопак" Репин дописать не успел.

Яворницкий был романтиком с добрым сердцем и чувством юмора, обладал привлекательной внешностью — сродни мужественным казакам, которых воспевал в своих книжках. Он нравился женщинам. Первый раз женился на учительнице музыки Варваре Кокиной, с которой познакомился в Харькове. Так и осталось тайной, когда был заключен брак и сколько лет супруги провели вместе. Известно лишь, что в 1885 году между ними произошел разрыв. "Не по моей вине! — переживая, он изливал душу другу в письме. — Я был близок к сумасшествию. В 28 лет я почти весь сед". После развода Яворницкий продолжал посылать бывшей жене деньги, устроил на работу ее брата.

А потом была новая любовь. Ученому, который часто общался с харьковским поэтом Яковом Щеголевым, приглянулась его дочь — красавица Елизавета. Симпатию между молодыми людьми отец не одобрил, и его отношения с Яворницким резко испортились. О том, чтобы дочь вышла замуж за неродовитого бедняка, пусть маститого и весьма симпатичного ему, не могло быть и речи. Своим зятем он хотел видеть лишь титулованную и богатую персону, считая средства и дворянское происхождение основой брака. По настоянию отца Лиза выходит замуж за больного, но зажиточного князя Шаховского. Однако отношения влюбленных продолжаются. Вскоре новоиспеченная княгиня уходит от мужа, а тот готовится к разводу, но внезапно умирает, оставив Лизу без средств. Почему после этого они с Яворницким не поженились — загадка.

Дмитрий Иванович уходит в работу, много разъезжает. Петербург, Средняя Азия, Москва. В 1887 году он отправился на Соловки, чтобы узнать судьбу последнего кошевого атамана Запорожской Сечи. Нашел свидетельство о 25-летнем пребывании Петра Калнышевского в тюрьме. После долгих странствий в 1905 году, по приглашению земской управы и научного общества Екатеринослава, Яворницкий возглавляет Музей старожитностей Екатеринославской губернии. И как-то осенью в 1909 году его музей посетила экскурсия школьников с молоденькой учительницей. Заслушавшись лекцией девушки, уже немолодой ученый подошел — и они познакомились.

Учительницей оказалась 20-летняя Серафима Буракова. Завязались отношения. Супруги прожили вместе 22 года, до самой смерти Дмитрия Ивановича. Последние годы его жизни не были счастливыми, в августе 1933-го Яворницкого обвинили в контрреволюционной националистической деятельности, уволив из музея, которому он отдал более 30 лет. В мае 1940-го его арестовали по подозрению в изготовлении и хранении литературы буржуазно-националистического содержания и лишь за неделю до смерти отпустили на свободу. В тюрьме академик заболел воспалением легких. Умер Дмитрий Яворницкий 5 августа, в день рождения своего друга Ильи Репина.