Приметы 1992 года: лосины и кравчучки

29 марта 2011, 04:48
В 92-м году "новые русские" разъезжали на "меринах", дамы ходили в лосинах, а парни в турецких "кожанах".

Мода 1992 года в Украине шокировала иностранцев

Читайте также Украина в 1992-м: год "шоковой терапии"

Одним из символов 1992 года было… отсутствие юбок на девушках! В моду стали входить лосины, которые носили со свитерами или футболками. И только. "В таком виде ходили и на работу, и в институт, — вспоминает Елена Воробьева из Запорожья. — Их носили и зимой. Помню свои белые шерстяные лосины и такого же цвета турецкую кофту. Образ завершала обувь из клеенчатого материала и тщательно начесанная челка. Лаки, как и иные товары, купить можно было не всегда, зарплату родителям стали задерживать по несколько месяцев, и мы выходили из положения, сбрызгивая начес для стойкости сахарным раствором". Впрочем, мода на лосины постепенно сошла на нет — в основном, после того, как в печать попали удивленные реплики иностранцев, посещавших в это время Украину. Они осторожно обращали внимание на то, что на Западе в лосинах ходят девушки легкого поведения.

Реклама

Читайте также: В 1992-м в Украине появились "Сникерсы" и "Рояль"

Не менее забавным был образ мужчин: цветастый турецкий свитер заправляли в турецкие же джинсы-варенки. Еще признаком крутизны считалась турецкая кожаная курточка ("кожан"). За три таких можно было купить холодильник.

Тем временем, в стране возникает новая каста — "новые русские" (бизнесмены, просто богатые люди). Есть несколько версий возникновения этого термина. Наиболее распространенная — в 1992 году его впервые употребила газета "Коммерсантъ".

Реклама

"Новый русский" тут же стал частью народного фольклора. Согласно оному, каждый уважающий себя "новый русский" носил золотую цепь ("голду"), массивный перстень ("гайка") и малиновый (красный) пиджак. Последнему просто "повезло" — в 1992 году на Неделе моды в Париже изюминкой коллекции Джанни Версаче стали красные пиджаки. И тут же они перекочевали на просторы СССР как последний писк моды.

А еще "новым русским" обмануть ("кинуть") простого человека ("лоха") — раз плюнуть. Решают они вопросы "чисто конкретно", целыми днями считают "бабло" и ездят на "меринах" (600-м "Мерседесе"), уворачиваясь от наглых горбатых "Запорожцев".

Реклама

И хотя многие украинские предприниматели себя так по жизни не вели (в основном, это поведение было характерно для криминалитета), они долгое время не прилагали особых усилий, чтобы опровергнуть столь нелицеприятный для себя народный стереотип. Лишь лет через десять они стали задумываться о "социальной ответственности бизнеса", исправляя свой негативный образ. Получается с трудом.

Читайте также: В 1992 году бандиты зарабатывали на рэкете и вооружались

ЧЕЛНОКИ И КРАВЧУЧКИ. 1992 год стал годом тотальной торговли — по всей стране возникли рынки-толкучки, а через открытые границы пошел поток торговцев-челноков. Товар везли в основном из Польши, Турции и Москвы, а также Китая — шмотки, спиртное, шоколадные батончики. Из Украины привозили все, что душа пожелает — водку (в Польше она была дороже в 2—3 раза), часы, лампочки, расчески и даже граненые стаканы.

Читайте также: В 1992-м челноки за поездку зарабатывали по 2 тысячи

Для перевозки огромных баулов стали использовать тележки, известные ныне как кравчучки, иронически названные в честь нашего первого президента. Их еще одно время называли "плющихи" по имени тогдашнего спикера Верховного Совета Ивана Плюща, но не прижилось. Кстати, изготовление кравчучек стало неплохим источником дохода инженеров-производственников: разработать чертежи чудо-конструкции для работников кульмана было плевым делом. Колеса брали от детских колясок "Мальвина" или от самокатов.

Читайте также Украина в 1992 году: приход Кучмы и попытка отделения Крыма