Про "Пьемонт" и красное знамя

28 апреля 2011, 18:46
Последние лет семь в Украине отпраздновать День Победы по-человечески, без истерик и топанья ногами, не получается.

В этом году дело и вовсе пахнет керосином, причем случай самый что ни есть показательный.

Пока у власти находились исторически обиженные, главным символом праздника и сопротивления курсу на уничтожение одного из главных народных праздников была Георгиевская ленточка. Поборникам "исторической правды" она очень не нравилась. Поборники всегда аргументировано доказывали, что носить черно-оранжевую ленту "те, кто не заслужил", права не имеют. Это, знаете ли, символ высших солдатских наград и воинской доблести, надевать ее могут только ветераны. И если все делать "правильно", то отмечать День Победы нужно вообще-то под красными флагами.

Реклама

И вот момент исторической справедливости настал: Верховная Рада Украины решила 9 мая провести под Знаменем Победы. И оно мгновенно стало "знаменем раздора". Тысячи людей готовятся "к провокациям" загадочных "русских националистов", местная власть в западных регионах в ужасе заявляет о неприемлемости использования красного цвета, а радикальные националисты верещат о "кровавых знаменах".

Таким образом, очевидно, что форма не важна. Суть остается прежней: День Победы в Украине мешает жить меньшинству, и оно любыми способами пытается навязать свою волю большинству, а все "аргументы" – лишь прикрытие для главной цели. Несколько западноукраинских областей, прежде всего, Львов ноют и капризно топают ножками, требуя, чтобы вся страна жила только по их указке и никак иначе. Не хотим День Победы – хотим скорбеть. Не хотим красного знамени – хотим черно-красное. Не хотим слушать других – только себя. Как великовозрастные дитяти с толстой губой и низким лбом.

Самое забавное при этом, что именно красный флаг куда более историчен, чем, скажем, желто-голубой. И красный цвет на черно-красном полотнище "прапора Степана Бандери – героя України" имеет то же значение, что и на просто красном. Пришедший из Византии, он стал княжеским в Киевской Руси. "Червлеными щитами" перегораживали поле славянские воины, под красным флагом приколачивал свой щит к вратам Царьграда Вещий Олег. Спас Нерукотворный на красном полотнище сопровождал воинов Владимира Святого и реял над бойцами Дмитрия Донского на Куликовом поле.

Реклама

"Красный", то есть красивый, всегда было эпитетом похвальным, и, являясь цветом, побуждающим к действию, легко стал символом борьбы рабочих людей за свою свободу и человеческие права. На столь любимом капризными дитятями черно-красном флаге не просто "крапля червоної української крови", которая "впала на чорну українську землю" – это общепринятые цвета анархистов, кровь и борьба. Это издавна используемые во всем мире цвета воинов. И еще – флаг Папуа-Новой Гвинеи.

Действительно, по мере укрепления СССР красное знамя в мире все чаще стало связываться с коммунистами и "Советской Россией". Но до начала 30-х гг. красное знамя (наряду с черным) все еще использовалось анархистским движением. Повстанческая армия Нестора Махно воевала под обоими флагами и на деньгах махновской Революционной повстанческой армии Украины были серп и молот. До 1931 года знамя на эмблеме Международной ассоциации трудящихся, международного объединения анархо-синдикалистских профсоюзов было красным, с девизом "Освобождение трудящихся есть дело самих трудящихся". Лозунг, актуальный для нас доныне.

Кстати, МАТ, известная также как "Международное товарищество рабочих" была наследницей Первого Интернационала, возникшего безо всяких большевиков в 60-е годы XIX века. На баррикады Парижской коммуны бедные, боровшиеся против диктата богатых, вышли под красным знаменем. А коммуна, заметим, – орган местного самоуправления, а не что-то страшное и "большевистское".

Реклама

Не Георгиевскую ленточку, а Красное знамя целовали бойцы во время торжественной присяги, его прятали на груди, выходя из окружения или попав в плен – как высшую ценность, как символ чести. Воинское подразделение, утратившее свое знамя, всегда подлежало расформированию. Под красные знамена швыряли победители символы поверженной Германии. На флаге Ивано-Франковской области есть черный и красный цвет, "що підкреслює роль Івано-Франківщини у становленні Української державності". Красное знамя, под которым мы победили в страшной войне – символ Победы и тоже "підкреслює" соответствующую роль Советского Союза, собравшего воедино все украинские земли и давшего Украине возможность стать государством. Об этом особенно хорошо следует помнить бывшим жителям Австро-Венгрии, Польши и Румынии.

То, что мы всегда праздновали 9 мая только под символикой независимой Украины, было и жестом уважения к чувствам тех, для кого этот день праздником не является. Мы вежливо пытались объяснить, что ношение Георгиевской ленты еще и не вызывает двоякого толкования, тогда как красный флаг непременно был бы назван "коммунистическим". Но на эту вежливость меньшинство, откровенно говоря, чхать хотело, как вообще на наши чувства и убеждения. Поэтому древнее, наполненное глубоким смыслом и имеющее прямое отношение к Украине красное полотнище в День Победы займет свое место на куполе украинского парламента по праву, по логике и в соответствии с мнением БОЛЬШИНСТВА. А что до Львова…

Возможно, вызывающие шествия по "украинскому Пьемонту" – перебор. Но это же и реакция большинства на "топанье ножками". Я всегда это говорил и повторю еще раз: чем дальше мы будем закрывать глаза на проблему этнокультурной справедливости, тем хуже будет. Переход к федеративному устройству Украины – единственная альтернатива сепаратизму и разделению страны. Пусть "Пьемонт" в День Победы скорбит вместе с побежденными, если ему так сильно хочется. Но в рамках своей культурной автономии, не навязывая всей стране "правильные" модели поведения в самых лучших большевистских традициях, так старательно им осуждаемых.