Раскол нам не нужен

19 июня 2009, 23:23
Каждый день я читаю у нас на сайте комментарии типа "скорее бы уже проклятая Украина раскололась и юго-восток зажил бы сам по себе, а западная Украина – сама по себе и все будут счастливы".

Особо разрезвились раскольники после провала переговоров о ПРиБЮТ. Мол, сей провал – еще одно доказательство того, что две части Украины между собой никогда не договорятся. Да что там комментарии. Даже среди моих "невиртуальных" знакомых все больше тех, кто уже морально готовится к распаду страны и видит в этом только хорошее.

Реклама

Эти люди не хотят войны и крови. Они думают, что распад произойдет также тихо и мирно, как распад Чехословакии или, на худой конец, как тяжелый, но бескровный для Украины развал СССР. Спешу огорчить. Такого не будет. В случае распада Украины будет и кровь, будет и война. Практически неизбежно. Между двумя Украинами, на которые гипотетически может расколоться страна (условно восток и условно запад), в отличие от республик в СССР и ЧССР нет четко закрепленной административной границы. Потому аналогии напрашиваются не с Советским Союзом или же Чехословакией, а с Боснией и Герцеговиной. Эту бывшую республику Югославии также попытались поделить на сербскую, хорватскую и мусульманскую часть. Что из этого вышло – всем известно. Трехлетняя война.

Реклама

Допустим отсутствие четкой границы между юго-востоком и западом – может быть для кого-то и несерьезный аргумент. Копнем глубже.

Распад страны может осуществиться по двум основным сценариям. Во-первых, юго-восток может отделиться от националистического центрального правительства. Во-вторых, если власть в Киеве поменяется и придут антинационалистические силы, то отделиться может Запад страны.

Реклама

Начнем с первого варианта. "Да какая война? Кто воевать-то будет, если юго-восток отделится? У центрального правительства нет уже ни армии, ни нормальной спецслужбы, а менты в регионах поддержат отделение. Просто будет так – облсоветы голосуют за отделение, образуют новую федерацию и объявляют о создании независимого государства в союзе с Россией. Жить будем хорошо – вся промышленность у нас, сельское хозяйство. А еще – черноморский шельф, где мы будем добывать нефть и газ. Порты – все наши также будут. Запад не признает? Ну и что? Все равно основные рынки сбыта это Дальний и Ближний Восток и СНГ. А Россия в таком случае для нас полностью рынок откроет. И по энергоносителям быстро договоримся. Заживем круче, чем сейчас поляки или чехи", – рассуждал как то на днях один мой знакомый из Донецка, отстаивающий мысль о необходимости быстрейшего разделения Украины. Я же ему сказал, что боевые действия будут по любому.

Во-первых, никогда нельзя обманываться насчет степени разложения бюрократии. Она может пребывать в любом состоянии, но когда сверху ставится мега-задача, то госаппарат необычайно быстро выстраивается и работает на ее выполнение. К тому же, юго-восток, это основное место для кормления коррупционной вертикали власти. За назначение крупного милицейского чина где-нибудь в Донбассе, в Киев везут чемодан в два раза больше, чем за аналогичную должность в Житомирской области. С контрабанды через черноморские и азовские порты кормятся сотни столичных людей в погонах и без. А есть еще шельф, за право разработки которого можно содрать с нефтяных компаний миллиарды долларов. И от этого кто-то откажется добровольно? Вы что, смеетесь? Кроме того, возможность безнаказанно грабить юго-восток после подавления восстания и отнять и поделить собственность, консолидирует госаппарат похлеще любой национальной идеи. Тем паче, что у Киева будет соблазн решить проблему одним ударом. В конце концов, на первых порах у юго-востока не будет ни собственной регулярной армии, ни силовых структур. Конечно, можно будет быстро организовать сопротивление (особенно, если Россия поддержит), но это масштабная война. Даже если в ней юго-восток и отстоит свою независимость, то какой ценой? Сколько людей положим? Сколько будем зализывать раны? Что будет с экономикой, с рабочими местами? Надежды на то, что юго-восток просто присоединит к себе Россия – беспочвенны. Ни Абхазию, ни Южную Осетию она к себе не присоединила. Я, кстати, был в Абхазии через 10 лет после окончании войны. Разруха еще была повсюду. Кто-то скажет – что с кавказцев взять. Мы – славяне, народ европейский. Сумеем свою жизнь наладить. Хорошо, есть и европейский пример. На днях вернулся знакомый из Боснии и Герцеговины. Говорит, разруха там по прежнему. Этническое разделение не преодолено. Сидят и ждут, когда придет ЕС и всех из этого дерьма вместе вытащит. Задумайтесь – 14 лет уже после войны прошло. Хотите такого же будущего для Украины?

Идем дальше. Второй вариант раскола (когда отделиться захочет Запад страны) кажется на первый взгляд более интересным и мирным. Во-первых, центральное правительство Галичину особо удерживать не будет, не говоря уже о применении силы. Во-вторых, скорее всего, западно-украинских сепаратистов поддержит и ЕС, не возражая против их отделения. В-третьих, новое западноукраинское государство сможет теоретически наладить нормальную экономическую жизнь. Через эту территорию проходят газопроводы и нефтепроводы, автомагистрали и железные дороги, расположены крупнейшие хранилища газа. Есть избыточное производство электроэнергии с развитой инфраструктурой ее транспортировки в Европу. Есть добыча нефти и газа. Только за счет транзитного и энергетического потенциала новое государство сможет вполне сносно существовать. А ведь есть еще и гастрабайтеры, которые перечисляют на родину предков миллиарды долларов. Ну и плюс по мелочи – туризм, пищевая промышленность, нефтепереработка, сборочные производства и проч. Другими словами, есть много аргументов, чтоб галичане мирно отделились от Украины и та бы их с Богом отпустила на все четыре стороны. Если б к власти в Западной Украине пришли бы закарпатско-русинские или же черновицкие феодалы типа Балоги и Фирташа, то все, может быть, и обошлось бы миром. Балоги и Фирташи разворовывали бы в свое удовольствие деньги за транзит газа, зарабатывали на контрабанде и никого бы не трогали. Но, как мне кажется, не они придут к власти. Очевидно, что доминирующим в новой стране будет галицко-националистический элемент. Откажется ли галицкий политический класс с его мессианством от идеи возрождения Великой независимой Украины? Ни в коем случае. А значит, нас ждет война. Может быть и не столь интенсивная, как в случае с отделением юго-востока, но тем не менее. Обязательно возникнет вопрос к кому должны отойти Житомир, Винница и Хмельницкий. Будут вопросы и по Киеву, где этнических и духовных сородичей галичан немало. Не говоря уже о том, что Закарпатье и, возможно, Буковина, от Украины, скорее всего, отделяться не захотят и их попытаются заставить это сделать силой. То есть, будет война, плавно перетекающая в глобальную нестабильность в регионе на десятилетия. С сильным прогалицким подпольем в Киеве и в других городах, которые будут всеми силами расшатывать ситуацию в государстве. К слову, не факт, что Россия будет в восторге от отделения западной Украины. Ведь на ее территории останутся газовые хранилища и основные магистрали ГТС со всеми вытекающими отсюда печальными обстоятельствами. И Москва может попросить Киев, чтоб тот "решил вопрос".

Еще меня удивляет аргумент людей – типа, мы ж все мудрые, войну не допустим, да и не нужна она никому. Это кому же она не нужна? Простому народу не нужна. А тем, кто на ней будет делать грандиозный бизнес – еще как нужна. Да и за простым народом дело не станет – как только прольется первая кровь, люди быстро поделят окружающий мир на своих и чужих и будут резать чужих без пощады (официальная пропаганда с обоих сторон постарается максимально ускорить этот процесс). Нация окажется в состоянии аффекта. Сколько раз это уже было в истории и не дай Бог, чтоб повторилось у нас!

Задумайтесь, господа, граждане и товарищи, которые ратуют за раскол страны, чем это обернется лично для вас. Чтоб легче думалось, советую посмотреть "Жизнь это чудо" Кустурицы. А если не вставит, то можно почитать еще воспоминания Полетики или Паустовского про Киев времен гражданской войны.

И особо обидно, когда об отделении от Украины говорят на юго-востоке. Потенциал этого региона вполне достаточен, чтоб его представители со своими идеями пришли к власти во всей стране. Зачем же отделяться от Украины, если можно прийти в ней к власти? На это и нужно работать. Сила солому ломит.

Конечно, чтоб я тут не написал, исторический процесс будет идти своим чередом. И у этого процесса, увы, действительно есть шанс свернуть на путь раскола Украины. Главная причина – нежелание галицкого и оранжевого (термин уже, безусловно, устаревший, но я его использую, чтоб было понятно о ком идет речь) политического класса принять ту Украину, которая есть сейчас. Поясню. Среди политического класса юго-востока нет никого, кто бы выступал за полный перевод на русский язык обучения школ и ВУЗов на Западе страны, ограничения на трансляцию украиноязычных программ по ТВ и запрет на показ украиноязычных фильмов (тут мне могут припомнить фразу секретаря Донецкого горсовета Николая Левченко про то, что русский язык станет единственным государственным в Украине – но это единственное исключение, при этом Левченко не говорил, что украинский язык нужно запрещать – он имел в виду, что мова постепенно исчезнет естественным образом).

Меседж юго-востока сводится к одной очень простой и естественной мысли – нам все равно на каком языке кто учится или фильмы смотрит во Львове. И кому там ставят памятники. Вы нам дайте возможность пользоваться тем языком, который мы считаем родным. Дайте возможность ходить в те церкви, которые мы хотим и считать героями тех исторических персонажей, которых мы действительно считаем героями.

Так вот, главная проблема в том, что людей с такими же мыслями практически нет среди оранжевых и галицкой элиты. Они хотят сделать Украину единообразной – один язык, одна церковь, один Бандера. И, естественно, нарвутся на сопротивление. У юго-востока, появляется отторжение и от этой политики и от Украины вообще. Вот, собственно, и формула раскола.

Когда же начнет исчезать угроза раскола страны? В тот момент, когда мэр Львова заявит, что ему все равно на каком языке учат дети математику и физику в Харькове. Главное чтоб хорошо выучились и работали во благо родной Украины. В тот момент, когда облсовет Ивано-Франковска заявит, что решение об установке памятника Екатерине в Одессе – это компетенция одесской городской общины и никто не вправе ей это запрещать. В тот момент, когда украиноязычные и оранжевые журналисты, публицисты, писатели из чисто демократических соображений выразят протест против намерений насильно украинизировать прессу страны и выступят против перевода школ и ВУЗов на украинский язык обучения без согласия на то родителей, студентов и преподавателей.

Пока это все кажется фантастикой. Но нужно работать. Другого нормального выхода из ситуации нет (раскол – это ненормальный выход). Нужно создавать и воспитывать толерантный политический класс во Львове и в Киеве, который примет многообразие страны как данность и преимущество, а не как зло, которое нужно искоренить любыми средствами. Думаю, это должна быть специальная большая программа. Нужно убеждать, убеждать и еще раз убеждать. А русскоязычной Украине нужно аргументировано и бескомпромиссно отстаивать свои права. Короче говоря, за страну еще можно и нужно побороться.