Референдум вместо парламента

21 августа 2007, 19:33
Инициативу Юлии Тимошенко о проведении референдума по широкому кругу вопросов политического устройства страны большинство аналитиков расценило как очередную предвыборную акцию.

И действительно, для такой оценки есть множество веских оснований.

Реклама

Во-первых, БЮТ подбросил дровишки в конфликт с Центризбиркомом, на котором он пытается разогреть симпатии избирателей к себе и недоверие к ЦИК, что тоже очень важно в свете более чем вероятного опротестования результатов парламентских выборов 30 сентября. Центризбирком просто не мог зарегистрировать инициативную группу по сбору подписей в пользу референдума – настолько юридически неопрятно и даже абсурдно составлена повестка референдума. А значит, возник новый повод для пропагандистской шумихи: дескать, управляемый политическими противниками Юлии Тимошенко ЦИК ставит ей палки в колеса.

Во-вторых, в форме вопросов на референдум сформулированы самые ударные, самые популистские пункты предвыборной программы БЮТ: не хочешь, а запомнишь. Из девяти вопросов на восемь обеспечено твердое "да" широкой массы электората. Безусловно, публика охотно согласится отменить неприкосновенность для высших должностных лиц страны, народных депутатов и судей, а также все льготы и привилегии для них. Народу понравится идея самостоятельно выбирать и отзывать судей, формировать исполнительные органы местного самоуправления. Он наверняка одобрит предложение предоставить конституционный статус оппозиции, хотя вряд ли поймет, что это такое.

Реклама

Особенно интересно выглядит пункт о лишении мандатов тех депутатов, которые "нарушили данные народу обещания". Дело, как мы знаем, заключается в том, что подавляющее большинство кандидатов в депутаты нынче никаких обещаний народу не дает. Эти кандидаты – просто номера в закрытых партийных списках. С народом – в том числе путем обещаний – контактирует лишь партийная верхушка, а точнее, сама Юлия Тимошенко и парочка уполномоченных ею подпевал. Впрочем, то же самое происходит и в других партиях. Таким образом, сама Юлия Владимировна и будет решать, сдержал тот или иной депутат его невысказанные обещания народу, или нет, и как с ним поступить.

Единственным пунктом, по которому пока трудно предсказать результат голосования, является вопрос о том, кто должен управлять страной: президент или премьер-министр, и не стоит ли в первом случае сделать президента одновременно и главой правительства, а в последнем случает отменить пост президента. Но именно этот неочевидный пункт подсказывает нам, что дело здесь гораздо сложнее, чем простая предвыборная игра.

Реклама

Сдается нам, что оранжевые приготовили вариант на случай неудачи на сентябрьских выборах в Верховную Раду. Если они не получают достаточного количества голосов для формирования правительства, то просто отказываются получать мандаты, в парламенте оказывается менее требуемых Конституцией трехсот депутатов, и все начинается сначала. Единственной вполне легитимной государственной фигурой остается президент, а главным предметом дискуссии и торга – вброшенная Юлией Тимошенко идея референдума. И даже не этого конкретного референдума, а референдума, как универсального способа решать главные вопросы власти в стране путем прямого обращения к электорату. Тут надо вспомнить последний из девяти предложенных на всенародное голосование вопросов: об упрощении процедуры проведения референдумов.

И неудивительно, что фактически возглавляющий другой оранжевый отряд – блок "Наша Украина – Народная самооборона" (НУ-НС) – президент Виктор Ющенко сразу же поддержал идею референдума, отметив только, что его нужно провести в установленные законом сроки. "Должно пройти не менее трех месяцев с момента формального инициирования", – заявил он на пресс-конференции в понедельник 20 августа. И мотивировал это необходимостью лишить оппонентов повода оспорить его результаты.

Таким образом, он, кроме всего прочего, намекнул ЦИКу и судебным инстанциям, что им следует благожелательнее оценить инцициативу БЮТ. У президента здесь своя цель. Он давно не скрывает своего желания отредактировать Конституцию в выгодном ему направлении, отменить договоренности декабря 2004 года о политреформе, перераспределяющей полномочия в треугольнике президент-парламент-правительство в пользу последних двух. Реализовать такой проект при наличии парламента у него нет никакой возможности. Значит, нужно, чтобы парламента не было. Его и не будет, если, как мы уже предполагали, кандидаты от БЮТ и НУ-НС откажутся от депутатских мандатов.

А будет референдум, или даже целая серия референдумов. И объяснение для народа хорошее: вы же видите, с нынешней конституцией нам парламента не видать, давайте принимать другую. А кто устанавливает правила игры, тот и выигрывает.

Так вот, упомянутый неочевидный пункт о том, кто будет главным в стране: премьер или президент, можно считать посланием Юлии Тимошенко Виктору Ющенко. Она таким образом фиксирует цену вопроса и объявляет предмет торга. Традиционное заблуждение обоих здесь заключается в том, что они, во-первых, предполагают друг в друге способность поделить власть, а во-вторых, в том, что оппоненты будут сложа руки смотреть, как они реализуют свои схемы – столь же уязвимые, сколь и циничные.